До 40% российских вузов могут быть закрыты

40% российских вузов и 80% университетских филиалов в скором времени будут закрыты

В планах Министерства образования и науки сокращение количества вузов на 40%. Университетских филиалов останется 20% от ныне существующих. Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ, в интервью журналистам заявил, что имеются в виду негосударственные вузы.

По его словам, в стране порядка ста пятидесяти негосударственных вузов, деятельность которых не вызывает нареканий. Таким учебным заведениям будут предоставляться всякого рода преференции. Высшее образование, определяемое лишь дипломом и не подкреплённое знаниями, не имеет права на существование.

Также министр отметил, что в 2012 году вузов в стране оказалось больше в пять раз, чем существовало в Советском Союзе. Качество образования в них оставляет желать лучшего. Зачастую в этих, с позволения сказать, кузницах кадров нет квалифицированных преподавателей. Соответственно, ни о каком налаженном учебном процессе речь не идёт. Зато, обладая определённой суммой денежных средств, можно считать, что диплом уже в кармане.

Дмитрий Ливанов заверил, что государственные вузы сокращению не подлежат, хотя некоторые из них обращаются с просьбой об объединении.

Журналисты задали вопрос о положении дел в северной столице. Из ответа министра стало понятно, что принципиальной разницы между Санкт-Петербургом, Москвой и другими крупными городами нет. На фоне сильных негосударственных университетов, дающих хорошее образование, слабые вузы смотрятся откровенно плохо. Поэтому история их существования подходит к концу.

Проблема наведения порядка в сфере образования назрела довольно давно. В прошлом году СМИ со ссылкой на Александра Повалко, заместителя главы Министерства образования и науки, информировали о сокращении финансирования российских вузов в 2015 году с оговоркой на недопустимость уменьшения оплаты труда педагогов и стипендиального обеспечения.

Михаил Алашкевич, отвечающий за финансовую деятельность Министерства образования и науки, подтвердил, что несмотря на сокращения лимитов, преподаватели и студенты не почувствуют себя в чём-либо ущемлёнными.

В 2015 году сумма сокращения финансирования вузов составит примерно 25,9 миллиарда рублей. Уменьшать расходы будут за счёт имущественной и коммунальной сфер. Ассигнования на выплату стипендий останутся прежними.

Всего на финансирование программы «Развитие образования» выделено 397 миллиардов рублей. В следующем году эта сумма уменьшится на 44 миллиарда рублей.


Студенты становятся все более мобильными

Студенческая мобильность не просто становится международной, а значительно расширяет географию. Наибольшей поддержкой своих стран пользуются студенты Саудовской Аравии, Бразилии и Китая.

Глобализация захлестнула и высшее образование, сделав обучение за рубежом привычным для студентов многих стран занятием. Даже существующее многообразие онлайн-курсов и то обстоятельство, что лучшие университеты открыли свои филиалы во многих точках мира, неспособно удержать студентов в родной стране. Они упрямо едут за границу для получения знаний. Это явление превратилось в доходный бизнес. К примеру, США и Великобритания умудряются зарабатывать на студентах почти по 24 млн долларов ежегодно.

Учеба за рубежом является затратным удовольствием для отправляющей стороны. И неважно, кем покрываются расходы: государством или родителями. Дороговизна поддержки студенческой мобильности с лихвой окупается тем, что перспективная молодежь обучается новым технологиям, а затем внедряет их в инфраструктуру образования и систему государственного управления своей страны, становится качественными кадрами в ключевых областях знаний. С этой точки зрения рассматриваемое явление очень выгодно отправляющим странам.

Студенты также получают и массу личных выгод: диплом, выданный престижным вузом, успешная карьера, получение перспектив и связей, полезных для профессиональной деятельности. Зачастую стажировки приводят к эмиграции молодых специалистов, но для предотвращения этой неприятности ряд стран включает в программу обучения стипендиата условие обязательного возвращения на родину для отработки затраченных на его обучение средств.

В основу статьи положено исследование программ, по которым осуществляется поддержка студенческой мобильности исходящего типа в таких странах: Бразилия, Китай, Египет, Индия, Индонезия, Россия, Казахстан, Мексика, Пакистан, Саудовская Аравия, Вьетнам.

Экспорт знаний – отличный источник дохода

По мнению исследователей, отмечается коммерциализация международной мобильности студентов. На тех, кто приехал за знаниями из других стран, в принимающей стране все чаще смотрят как на источник дохода. Яркий пример – вузы Британии и Австралии. Там со студентов-иностранцев берут большую плату, чем с собственных граждан, стараясь таким образом покрыть недостаточное финансирование высшего образования из госбюджета. Для США такая практика тоже становится обычным делом, лидируют университеты Вашингтона и Нью-Йорка.

Программы мобильности еще в недавнем прошлом были более популярны среди магистрантов и аспирантов. Но в 2011 году число студентов этих уровней, приехавших в США за образованием, впервые оказалось меньшим количества приехавших за достижением уровня бакалавра. С тех пор такой разрыв только увеличивается.

Наибольшая активность на азиатском направлении

Передвижения студентов в основном происходят с глобального Юга в сторону глобального Севера. То есть, молодежь из стран Азии едет в страны англоязычные, такие как Великобритания, США, Канада, Австралия.

Другим привлекающим студентов направлением является западноевропейское. Эксперты отмечают, что в глазах Европы мобильность учащихся становится одним из политических приоритетов. Это четко видно на примере программы «Erasmus+», которая нацелена на то, чтобы свыше 4 млн европейцев смогли пройти обучение, получить образование или принять участие в волонтерской программе за границей родных стран до 2020 года. Но в пределах Европы отмечается неоднородность мобильности студентов, что обуславливается состоянием экономики и национальными приоритетами.

Нельзя не отметить и появление новых образовательных узлов. Некоторые страны теперь не только отправляют студентов, но также сами принимают у себя иностранных искателей знаний. Яркий тому пример – Малайзия. В этом государстве обучаются примерно 58 тысяч иностранных граждан, но почти столько же выехали за рубеж с аналогичной целью.

Если сравнить число выезжающих учащихся, то лидером по этому параметру является Китай. Но и число приехавших сюда за новыми знаниями молодых людей тоже впечатляет: 77 тысяч. Сингапур и Гонконг также теперь стали образовательными магнитами. В Египет съезжаются студенты из всех стран исламского мира.

Импорт образования – стимул для экономики

Исходящая мобильность Бразилии, Китая и Саудовской Аравии подкреплена наиболее масштабными программами.

Стипендиальная программа Саудовской Аравии носит имя короля Абдаллы и открывает прекрасные перспективы для 164 тысяч студентов-счастливчиков, основной поток которых стремится в США. Срок ее действия истекает в 2020 году.

В Бразилии в 2011 году запущена программа «Наука без границ». Ее цель впечатляет: к 2015 году пройти обучение в краткосрочных зарубежных программах или получить иностранный диплом должна 101 тысяча студентов разных образовательных уровней.

В Китае с 2007 года действует программа, позволяющая 11 тысячам студентов ежегодно получать образование за границей.

Все остальные страны мира в большинстве своем предоставляют стипендии примерно тысяче своих граждан. Управление образовательными программами выполняет профильное министерство, как правило, в сотрудничестве со специальными организациями при правительстве или специализированными структурами наподобие Британского совета.

Не являются секретом причины такой высокой заинтересованности исследуемых стран в исходящей студенческой мобильности. Главная – потребность в компетентных кадрах, прежде всего в области технических и естественных наук. Логичность этого обстоятельства объясняется сверхзадачами этих стран: ускорение экономического роста и повышение международной конкурентоспособности.

Благодаря таким программам обновляется, в том числе, и инфраструктура образования. Вьетнам и Индонезия за счет отправки будущих преподавателей вузов за рубеж для прохождения аспирантской подготовки повышают число ученых, получивших степень PhD.

За счет обучения за рубежом происходит улучшение государственного управления в стране. В Индонезии программа с таким посылом, именуемая SPIRIT, предусматривает получение образования за границей 11-ю сотрудниками государственных агентств. Интересом китайских стипендиальных программ, помимо развития сотрудничества с зарубежными вузами, было выполнение сверхзадачи по проведению реформ административного характера.

Главная проблема – это возвращение на родину молодежи, которая получила свое образование за рубежом. Решением ее стала политика «отработки» молодым профессионалом денег, которые в него вложило государство, существующая в Индонезии, Китае, России, Вьетнаме и Казахстане. Только так достигается максимальный эффект программ мобильности студентов, а стипендиаты гарантированно возвращаются в свою страну и оправдывают оказанное им доверие.


Высшее образование и его значение для экономики

В России давно существует такое явление, как массовое высшее образование, а вот для многих стран этот вопрос до сих пор остается сложным. О том, что положительное влияние, которое система высшего образования оказывает на общество, недооценено, говорят посредством своего исследования Ребекка Шендел, Мозес Окетч и Тристан Маккоуэн. Исследователи преподают науки об образовании и международном развитии в Институте образования Лондонского университета, поэтому затронутая тема им близка и интересна.

Несмотря на то, что часть экспертов отказывается признавать высшее образование неограниченным ресурсом, способным привести к экономическому процветанию, его значение для общества, государства и экономики сложно переоценить. Как отмечают Шендел, Окетч и Маккоуэн, в небогатых странах зависимость роста человеческого капитала от высшего образования еще изучена недостаточно. Но неоспорим тот факт, что решение развивать высшую школу обязательно станет путем к более благополучной жизни.

Исследователи подчеркивают, что «в связи с общим увеличением количества молодежи на Земле» роль высшего образования – явление транснационального масштаба. Заказ на изучение дискурса, посвященного роли получаемого в вузах образования, поступил от Департамента международного развития Великобритании. Сферой деятельности этого органа является борьба с бедностью и обеспечение устойчивого развития.

Экономический стимул

Выгоды экономического плана налицо и проявляются в широком диапазоне: от увеличения личных доходов людей до обеспечения роста национальной экономики.

То обстоятельство, что диплом о высшем образовании обеспечивает доступ к высокой зарплате, солидному статусу и приличной должности, уже стало прописной истиной. Но, по словам исследователей, «в странах с низким уровнем доходов не всегда существовала четкая корреляция между уровнем образования и заработной платой».

Авторы статьи указывают и на экономическую взаимосвязь разных уровней образования: чем большее число молодых людей получает доступ к образованию начального и среднего уровня, тем выше поднимается уровень оплаты труда тех, кто окончил ВУЗ.

Исследователи также сообщают, что им «удалось обнаружить четкую взаимосвязь между долей людей, получающих высшее образование, и экономическим ростом». Значит, благодаря университетскому образованию растет ВВП на душу населения.

Высшее образование, как причина развития общества

В социально-культурном плане такое образование дает высокий уровень общей культуры и эрудиции, широту взглядов на мир, толерантность. Оно наделено социализирующей ролью, которая проявляется во влиянии на благополучие.

По словам Маккоуэна, Шендел и Окетча, налицо значимость вузовского воспитания для общества в целом и самосознания человека в частности, следствием чего отмечается, например, «повышение политической активности, расширение прав женщин, более внимательное отношение людей к своему здоровью и питанию».

Множество исследований говорит о том, что высшее образование значительно укрепляет важнейшие институты, а именно гражданское общество, государственные услуги и правительство. Влияние образования этого уровня проявляется и в формировании новых социальных норм, отношении людей к охране окружающей среды, глобализации, демократии.

Поддерживать нужно продуманно

Высшая школа, безусловно, нуждается в поддержке. Эксперты из Лондона предупреждают, что эффект от нее «может быть нивелирован такими факторами, как недостаточное распространение начального и среднего образования».

Другими опасностями названы низкий уровень качества преподавания и проводимых исследований, ограниченность академической свободы и невозможность равного доступа к образованию высшей пробы. Эти черты характерны для развивающихся стран.

Неизменно одно: несмотря на проблемы в образовательной сфере, высшее образование всегда будет одним из ценнейших достижений человечества. Преодолеть трудности и доказать его необходимость для общества можно лишь путем грамотного планирования образовательной политики.


Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10 20