Рейтинговое проклятие

Российским вузам, в особенности — не техническим, не везет с мировыми рейтингами. Бывший наиболее лояльным к неанглоязычным университетам всемирный рейтинг Webometrics (Вебометрика), последним своим выпуском породил вопросы о его достоверности и желании составителей сохранять прозрачность подсчетов

Непрямое зеркало

В появившемся в январе 2012 года последнем выпуске Вебометрики выросли позиции ряда российских технических вузов, позиция Высшей школы экономики, потеряв более 500 позиций, выпала из первой тысячи мировых вузов. Проблема в том, что эти движения невозможно объяснить в рамках методики, которую оглашают составители Webometrix.

Позиции двух российских технических вузов по параметру Size (размер сайта) оказались в этом новом мировом рейтинге гораздо выше, чем у признанного национального лидера — МГУ. Если МГУ имеет по этому параметру 638 позицию в мире, то эти два вуза: 16-ю и 22-ю. Можно было бы за них радоваться, тем более что оба они — столпы нашей науки, но они, чисто физически, не могут равняться с таким огромным организмом, как Московский университет. При этом один из двух оказался по размеру сайта, если верить рейтингу, выше Стэнфордского университета, и оба — много больше, чем сайт крупнейшего в Японии Токийского университета.

В методологии Вебометрики указано, что данный параметр рассчитывается по показателям Google. Проверка по этому поисковику подтверждает, что оба эти вуза в десятки раз уступают Московскому университету.

Это довольно кричащая ошибка в подсчете. На сайте Вебометрики содержится призыв обращаться за разъяснениями, указывать на возможные ошибки, авторы заведомо благодарят за такую помощь. Однако когда в Вебометрику обратились из России с просьбой проверить еще раз данные позиции, то получили довольно высокомерный ответ — «быть профессиональнее», «еще раз перечитать методику подсчетов». А ведь такая ошибка ставит под сомнение и прочие позиции, не только по данным вузам, но по всему рейтингу в целом.

Высшая школа экономики понесла потери по двум показателям, включаемым в рейтинг: Visibility (количество ссылок) и Scholar (количество публикаций). Что касается последнего, то ему можно найти объяснение, исходя из собственной методологии Вебометрики: в последнем рейтинге доля показателя Scholar была увеличена с 15 до 30%. При этом этот показатель складывается из данных двух интернет-инструментов: Scimago SIR – собирающий публикации в научных журналах и Google Scholar (русскоязычный вариант — Google Академия). Первый из них довольно однозначно ориентирован на англоязычную библиографию. Достаточно сказать, что по его версии в разделе гуманитарных наук Университет Тасмании (22-й по рейтингу в своей Австралии), намного превосходит университеты Нагои и Осаки (3-й и 4-й университеты Японии). Никаких гуманитарных российских вузов там никогда не появлялось за всю историю его существования.

Российские естественнонаучные вузы там присутствуют, поскольку в этой сфере многие авторы либо сразу публикуют свои работы на английском, либо переводят их. Поисковик Google, конечно, очень популярен и у нас, но все же он значительно уступает Яндексу, изначально созданному как русскоязычный инструмент, по объему находимых вузовских ссылок.

Неудивительно, что рост веса в рейтинге показателя научных публикаций, измеряемых не самыми адаптированными к русскому языку инструментами, привел к снижению показателя ВШЭ.

Visibility (количество ссылок) измеряется с помощью Majestic-SEO — анализатора ссылок на научные работы. В анализе этого инструмента, опубликованном на сайте Вебмаркетинг, говорится: «Анализатор хорош, но под русскоязычный сегмент он не адаптирован, так как ориентирован на другие поисковые системы (проверка по бэкам Yahoo и Google)». Но даже при этом столь низкий результат (2063 место в мире) по количеству ссылок на университетский сайт невозможно объяснить. Элементарная проверка по Google, которым пользуются составители Вебометрики, выдает многократное численное превосходство ссылок на ВШЭ над множеством других вузов, поставленных во всемирном рейтинге выше по этому показателю.

Увы, попытка обратить внимание составителей на это странное обстоятельство отклика тоже не нашла.

Бэкграунд

Рейтинги вузов появились сравнительно недавно. Традиционно университеты имели «имя», репутацию, и этого было вполне достаточно в масштабах региона или целой страны. Но с началом процесса глобализации возникла необходимость сравнения различных репутаций. Первый вузовский всемирный рейтинг, в 1983 году, опубликовал авторитетный американский журнал US News&World Report. В 2004 впервые опубликован THE – рейтинг от компании Quacquarelli Symonds (QS), подготовленный для издания The Times Higher Education. Кстати, теперь данные от QS используются родоначальником вузовских рейтингов, US News&World Report, а в рейтинге THE используются данные, поставляемые Thomson Reuters. В основе этих рейтингов лежит цитирование работ, количество студентов и преподавателей, количество научных публикаций, широта международных связей, как преподавательских, так и студенческих. Оба рейтинги имеют ярко выраженную привязанность к английскому языку, из-за чего все ведущие места там занимают вузы США, Великобритании, Канады, Австралии, либо англоязычные университеты других стран.

С тех пор появилось много других рейтингов, среди которых наиболее заметные — «Шанхайский» (ARWU), подготавливаемый с 2003 года Шанхайским университетом. Шанхайский рейтинг отличается более широким представительством мировых вузов, в нем получили достойное отражение японские университеты, вузы материкового Китая.

В 2004-м году впервые появился рейтинг Webometrics (Вебометрика), который широко использовал новый феномен глобализации — Интернет. Готовит этот рейтинг, который ранжирует более двадцати тысяч вузов во всем мире, лаборатория киберметрии крупнейшего в Испании исследовательского центра Consejo Superior de Investigaciones Cientificas (Высший совет по научным исследованиям, CSIC), объединяющий 126 центров и институтов Испании. Работу CSIC поддерживает министерство науки, инноваций и образования. При этом создатель и идеолог рейтинга, глава этой лаборатории Исидро Агийо (Isidro Aguillo) — и единственный ее штатный сотрудник. Основная техническая обработка данных производится студентами и аспирантами.

Этот рейтинг оказался наиболее «лояльным» к российскому высшему образованию — туда попало наибольшее количество вузов из России. Это произошло благодаря позиции составителей, которые объявили, что хотят рейтинговать максимальное количество вузов по всему миру, основываясь на их присутствии во Всемирной Сети.

Вебометрика учитывает размер сайтов вузов (в страницах), количество размещенных в сети публикаций, ссылки в И-нете на вузовские страницы, количество документов, выложенных в Сеть. Можно сказать, что это один из наиболее нейтральных, в смысле языковых перекосов, университетских рейтингов.

Как быть

Совершенно необходимо, чтобы методология подсчета была прозрачной — это поможет вузам, если они захотят скорректировать свое поведение в веб-пространстве, а кроме того, облегчит поиск возможных ошибок. Пока же Вебометрика раскрывает только самые общие указания по методологии составления рейтингов. Может быть, и наличие всего одной оплачиваемой ставки у составителей также влияет на точность расчетов.

Тем, кто пишет претензии составителям, нужно быть жестче и конкретнее — предъявлять цифры, прикладывать скриншоты поисковиков — чтобы сразу было ясно, что это все не просто слова, и претензии весьма обоснованы.

Для любого российского вуза, который хотел бы улучшить свои позиции в мировой рейтинговой таблице, пригодятся рекомендации создателя Вебометрики Исидро Агийо, которые он дал в интервью Opec.ru, когда приезжал в Москву в 2009-м году, и которые остаются актуальными и по сей день:

«Свыше 40 вузов России имеют более одного веб-адреса. У некоторых университетов по три разных портала. Это не только ухудшает их рейтинг, но и запутывает студентов и абитуриентов...

Вторая проблема связана с недостатком англоязычной информации. Ни один российский вуз не соответствует нашим условным нормативам, согласно которым 30% текстов должны быть переведены на английский. При этом ваши вузы не только имеют мало переводных текстов, но и размещают их в труднодоступных местах, иногда совершенно оторванных от русскоязычного портала.

...Сейчас в мире очень активно развиваются электронные научные библиотеки свободного доступа. Практически все издатели научных журналов мирового уровня разрешают вузам и НИИ создавать такие библиотеки трудов своих авторов. Ни у одного российского университета подобной библиотеки нет.

Скачать и прочесть [труды авторов вуза] могут лишь те, кто имеет доступ к специальным сторонним базам данных, а таких меньшинство».

Игорь Стадник, Opec.ru


Инженер - профессия будущего

Массовое высокотехнологичное производство привело к тому, что доля инженерного труда в создании продукции превышает долю труда рабочего. Система подготовки инженерных кадров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике, уверен главный редактор журнала Scientific Israel Олег Фиговский.

За последние десятилетия в развитых странах существенно снизился интерес молодежи к инженерным профессиям и желание участвовать в развитии новых и переспективных направлений науки и техники. Референтными группами стали адвокаты, бизнесмены, менеджеры, представители отдельных медицинских специальностей и др. Представители инженерных специальностей в этом перечне не значатся.

Результатом этого стало то, что на естественнонаучные и инженерные специальности университетов поступает значительное количество тех, кто по среднему баллу не смог пройти на престижные в настоящее время факультеты и специальности. Желающих созидать меньше, чем управлять, торговать, быть адвокатами, артистами, топ-моделями или банковскими служащими. Происходит «перекачка» существенной части талантливой молодёжи в непроизводственные сферы, что ослабляет научный, инженерный и изобретательский потенциал общества.

К примеру, в процентном соотношении в Израиле наибольшее в мире количество адвокатов на душу населения. И все равно желающих учиться именно на юридических факультетах меньше не становится. Похожая ситуация в современной России, где быть инженером, технологом или ученым абсолютно непрестижно и даже антипрестижно. Сложившаяся ситуация требует разворота правительственных структур, средств массовой информации и научно-технических общественных организаций в сторону повышения престижа естественнонаучных и инженерных специальностей.

Профессия будущего

Совершенствование существующих и разработка множества новых научно-технических направлений происходит в условиях всё нарастающего усложнения технических объектов и технологий. Это приводит к увеличению интеллектуальных и материальных затрат на прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, успешность проекта в значительной степени определяется качеством его исполнения и квалификацией исполнителей.

В разработке и реализации нововведений всегда принимают участие учёные и инженеры. Если инновационный проект связан с созданием приборов и оборудования, то к составу исполнителей добавляются высококвалифицированные рабочие. Деятельность инженера — это креативное приложение научных принципов к планированию, созданию, управлению, эксплуатации, руководству или работе систем, которые должны улучшать нашу повседневную жизнь.

Инженерный труд — самостоятельный вид трудовой деятельности, отличающийся от деятельности научных работников и рабочих. В триаде учёный–инженер–рабочий, необходимой для продолжения научно-технического прогресса, именно инженер является центральной фигурой научно-технического прогресса.

Глобальная экономика ещё более усилит конкуренцию и, как следствие, быструю сменяемость технологий во всех сферах человеческой деятельности. Для поддержания конкурентоспособности разрабатываемой продукции в настоящее время и в будущем, инженеры должны обладать высоким уровнем квалификации, инновационного мышления, профессиональной мобильности и соответствующей мотивацией.

Назрела необходимость в общественном признании важности инженерной деятельности и в изменении принципов, методов и подходов, касающихся построения системы инженерного образования.

Инженер, это кто?

Способностью мыслить человек обязан матери-природе так же мало, как и богу-отцу. Природе он обязан мозгом — органом мышления. Умение же мыслить является продуктом воспитания и образования, нормальным результатом развития нормального в биологическом отношении мозга. В этом контексте немецкий философ Карл Ясперс сказал: «Большинство людей думать не умеют, потому что чихать и кашлять человек может с рождения, а думать его надо учить». Освоение операций мышления должно происходить в процессе повседневного учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного уровня путём решения учебных и практических задач в области точных наук, логики, психологии, техники и так далее.

Из всего многообразия требований к инженерам вообще, и к инновационным инженерам в особенности, основными следует считать развитый механизм принятия технических решений на изобретательском уровне, способность находить необходимую информацию и самообучаться. Именно эти качества являются базовыми для продуктивной трудовой и творческой деятельности инженера в качестве исполнителя.

В каждой из развитых стран существует система предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. Такие системы реализуются в каждой стране национальными, как правило, неправительственными профессиональными организациями — инженерными советами, имеющими в своем составе органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов. Наиболее авторитетной в Соединенных Штатах и во всем мире профессиональной организацией, занимающейся оценкой качества инженерных образовательных программ в университетах, является АВЕТ — Accreditation Board for Engineering and Technology USA (Совет по аккредитации в области техники и технологий). В критериях АВЕТ, определяющих модель инженера, сформулированы обязательные общие требования к выпускникам университетов, освоившим инженерные программы, среди прочего предполагающие наличие таких компетенций как умение работать в коллективе по междисциплинарной тематике и эффективно общаться. Похожие и дополнительные требования к квалификации инженера существуют в аналогичных перечнях национальных советов других стран.

В перечне изучаемых дисциплин большинства колледжей и университетов отсутствуют предметы, обучающие студентов инженерных специальностей основным умениям инновационного инженера. Это связано с дефицитом учебных часов и сложившейся системой обучения. А потому студенты с развитым мышлением, приученные к интердисциплинарному восприятию изучаемых предметов — это особый ресурс страны. Именно такие «незаторможенные» студенты становятся инновационными инженерами, востребованными всюду, где необходимо решать «нерешаемые» задачи. Например, в такой организации как DARPA — Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (США). Этой структуре, к примеру, требуются инженеры, для того, чтобы создать костюм, обеспечивающий защиту от вражеского огня и плохой погоды, излечивающего раны и на порядок увеличивающего возможности человека; сделать бойца и технику невидимыми для противника во всех диапазонах электромагнитного спектра и при этом видеть противника во всех диапазонах сразу и т.д.

США в настоящее время резко меняют своё отношение к образованию и профессиональной ориентации школьников. Это является составной частью государственной политики обеспечения готовящегося нового прорыва в науке и технологиях. Планы администрации представлены в выступлении Президента США Барака Обамы 27 апреля 2009 г. на ежегодном собрании американской Национальной академии наук. Им, в частности, сказано: «...Я также хочу, чтобы мы все думали о новых творческих подходах к вовлечению молодежи в науку и инженерное дело, будь то фестивали науки, соревнования роботов, выставки, побуждающие молодых людей придумывать, конструировать, изобретать — чтобы быть создателями вещей, а не только их потребителями».

Для этого необходимы творческие способности, а также профессиональная мобильность, которые должны быть выпестованы системой образования. Профессиональная мобильность — это способность и готовность специалиста достаточно быстро и успешно адаптироваться к новым технологическим условиям путём освоения новой техники и технологий, приобретать недостающие знания и умения, а также способность переключаться на другой вид деятельности. Подготовка кадров столь высокой квалификация требует с одной стороны, существенных изменений в методиках обучения, а с другой — такого повышения престижа профессии, которого сегодня реально не наблюдается практически ни в одной стране мира.

Олег Фиговский, Opec.ru


Где учат на министра - рейтинг «чиновничьих» вузов

Прежде чем занять кресло руководителя или замруководителя ведомства, чиновник обязан был получить высшее образование. В преддверии сезона поступления в вузы РБК daily сопоставила специальности госслужащих по первому образованию и занимаемые ими должности. «Кухарок» среди руководителей государства не нашлось, но и сколь-нибудь профильное образование имеют далеко не все чиновники.

Для составления рейтинга были использованы данные о 276 правительственных госслужащих, от премьер-министра и вице-премьеров до руководителей федеральных агентств. В общей сложности они окончили 155 высших учебных заведений.

С чиновниками первого эшелона было проще: сведения об образовании большинства из них достаточно легко найти в свободном доступе. Что касается замов руководителей ведомств, они далеко не всегда с радостью рассказывают о своих alma mater. Например, так и не удалось выяснить, какой вуз окончил заместитель руководителя Роснедр Олег Монастырных. «Согласно ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О госгражданской службе РФ» (гл. 7, ст. 42), указу президента РФ от 30.05.2005 №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела», а также Трудовому кодексу РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (ст. 88 — ст. 90) мы не можем предоставить вам запрашиваемую информацию», — ответили РБК daily в пресс-службе Роснедр. В Ростуризме письмо с просьбой уточнить данные об образовании руководителей ведомства проигнорировали.

Пошли не по профилю

Среди двух с половиной сотен чиновников нашелся один журналист. Им оказался глава Росрыболовства Андрей Крайний, выпускник Львовского высшего военно-политического училища по специальности «военная журналистика». Г-н Крайний 15 лет проработал в печатных СМИ, из которых шесть лет — в газете «Комсомольская правда». Прежде чем приступить в госслужбе, он получил второе высшее в РАГС.

Самое далекое по профилю от занимаемой должности образование получил глава все тех же Роснедр Анатолий Ледовских. Он окончил Ленинградский ветеринарный институт, после чего 14 лет работал по специальности. Карьеру госслужащего г-н Ледовских начал в 2001-м, но информации о том, что чиновник с тех пор получил какое-либо дополнительное образование, нет.

Не сразу разглядел свои перспективы на службе государству и руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. После школы он пошел учиться на биолога в Ленинградский государственный университет (ныне СПбГУ) и, судя по всему, планировал полностью посвятить себя полученной профессии.

По окончании вуза г-н Артемьев поступил в аспирантуру Ленинградского государственного педагогиче­ского института им. А.И. Герцена на кафедру анатомии и физиологии, где и защитил кандидатскую. Второе высшее образование на юрфаке СПбГУ глава ФАС получил в возрасте 37 лет, уже будучи вице-губернатором Санкт-Петербурга.

Прямо противоположная ситуация в Росжелдоре. Руководитель ведомства Геннадий Петраков — выпускник Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) 1991 года. На момент окончания вуза ему было 37 лет, и прежде чем получить высшее образование, г-н Петраков успел поработать в различных должностях на предприятиях Северной железной дороги (начиная с дежурного по станции).

Правда, для чиновников первого эшелона иметь профильное образование вовсе не обязательно. Согласно закону о госслужбе «наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности» необходимо только для «обеспечивающих специалистов». «В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы… входит наличие высшего профессионального образования» — говорится в ст. 12 закона «О государственной гражданской службе РФ». Другими словами, неважно, какое образование получил чиновник, лишь бы высшее.

Впрочем, чтобы нейтрализовать несоответствие в выборе вуза и занимаемой должности, большинство чиновников получали второе высшее образование. В этом рейтинге несомненным лидером стала Российская академия государственной службы при президенте РФ (РАГС), которая «является ведущим учебным заведением по подготовке кадров для системы государственной службы, государственного и муниципального управления» — говорится на сайте учебного заведения.

В кругу друзей

Alma mater премьер-министра Владимира Путина — Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГу), как ни странно, уступил пальму первенства по подготовке будущих чиновников столичному МГУ. Но это только на первый взгляд. Во-первых, вузы сравняются по количеству выпускников, стоящих у руля страны, если учесть, что президент Дмитрий Медведев окончил СПбГУ (кстати, это даже не второй случай, когда выпускник юрфака СПбГУ возглавил государство: аналогичным образованием мог похвастаться Владимир Ильич Ленин). Во-вторых, в столичный университет чиновники за вторым образованием не обращались ни разу, чего не скажешь о питерском госуниверситете. Там второе высшее получили, например, министр обороны Анатолий Сердюков и министр спорта Виталий Мутко.

Многие руководители ведомств предпочитают работать вместе со своими «одновузниками». Замминистра экономического развития Андрей Клепач окончил экономический факультет МГУ пятью годами раньше главы ведомства Эльвиры Набиуллиной. Другой ее заместитель Александра Левицкая тоже выпускница МГУ (геологический факультет, 1976 год).

Министр природных ресурсов Юрий Трутнев и замминистра Семен Леви окончили Пермский государственный технический университет в 1978 и 1980 годах соответственно. В команде главы Министерства здравоохранения Татьяны Голиковой работает ее зам Максим Топилин, учившийся курсом ниже в РЭА им. Плеханова. Правой рукой министра промышленности и торговли Виктора Христенко также является выпускник одного с ним вуза — Челябинского политехнического института (сейчас Южно-Уральский государственный университет) — Андрей Дементьев.

 Рейтинг чиновничьих вузов

Место в рейтинге

Название вуза

Число выпускников, занимающих руководящие посты в государстве

Ф. И. О. выпускников

Ведомство

Должность

1

МГУ

20

Сафонов Александр Львович

Минздравсоцразвития

зам

Беленький Дан Михайлович

Минэнерго

зам

Биленкина Инна Петровна 

Министерство образования и науки

зам

Жуков Александр Дмитриевич 

Вице-премьер

 

Карасин Григорий Борисович

МИД

зам

Клепач Андрей Николаевич

Минэкономразвития

зам

Левицкая Александра Юрьевна

Минэкономразвития

зам

Лысейко Владимир Онуфриевич 

Росреестр

зам

Мантуров Денис Валентинович 

Минпромторг

зам

Маслов Александр Васильевич

Министерство связи

зам

Матюшкин Георгий Олегович

Минюст

зам

Морозов Андрей Федорович 

Роснедра

зам

Набиуллина Эльвира Сахипзадовна

Минэкономразвития

рук

Наумов Олег Владимирович

Росархив

зам

Петриков Александр Васильевич 

Минсельхоз

зам

Стасюк Константин Владимирович

Росморречфлот

зам

Фролов Александр Васильевич 

Росгидромет

рук

Хорошилов Павел Владьевич 

Минкультуры

зам

Чуковская Екатерина Эдуардовна 

Минкультуры

зам

Шувалов Игорь Иванович 

Вице-премьер

 

2

СпбГУ

18

Аничин Алексей Васильевич 

МВД

зам

Артемьев Игорь Юриевич

ФАС

рук

Панкин Дмитрий Владимирович

ФСФР России

рук

Парфенчиков Артур Олегович  

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) 

рук

Иванов Сергей Борисович 

Вице-премьер

 

Козак Дмитрий Николаевич 

Вице-премьер

 

Коновалов Александр Владимирович

Минюст

рук

Костенников Дмитрий Вячеславович

Минюст

зам

Кудрин Алексей Леонидович

Министерство финансов, вице-премьер

 

Любимов Юрий Сергеевич

Минюст

зам

Петров Юрий Александрович 

Росимущество

рук

Путин Владимир Владимирович

Премьер-министр

 

Радьков Александр Васильевич

Росмолодежь

зам

Саватюгин Алексей Львович 

Минфин

зам

Сечин Игорь Иванович 

Вице-премьер

 

Смирнов Александр Александрович

Минюст

зам

Фурсенко Андрей Александрович 

Министерство образования и науки

рук

Шаталов Сергей Дмитриевич

Минфин

зам

3

МГИМО

13

Авдеев Александр Алексеевич 

Минкультуры

рук

Антонов Анатолий Иванович 

Министерство обороны

зам

Бородавкин Алексей Николаевич

МИД

зам

Гатилов Геннадий Михайлович

МИД

зам

Грушко Александр Викторович

МИД

зам

Денисов  Андрей Иванович

МИД

зам

Дмитриев Михаил Аркадьевич 

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) 

рук

Караваев Игорь Евгеньевич

Минпромторг

зам

Лавров Сергей Викторович

МИД

рук

Рябков Сергей Алексеевич

МИД

зам

Салтанов Александр Владимирович

МИД

зам

Сторчак Сергей Анатольевич

Минфин

зам

Титов Владимир Геннадиевич

МИД

зам

4

Государственный университет управления

6

Артюхин Роман Евгеньевич 

Федеральное казначейство

рук

Земсков Александр Ефимович

Росрезерв

зам

Каламанов Георгий Владимирович 

Минпромторг

зам

Коваль Александр Павлович 

Федеральная служба страхового надзора

рук

Панов Роман Юрьевич 

Минрегионразвития

зам

Элькин Григорий Иосифович

Росстандарт

рук

5

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

6

Кевеш Александр Львович 

Росстат

зам

Костиков Андрей Валерьевич 

Россвязь

зам

Масакова Ирина Дмитриевна 

Росстат

зам

Суринов Александр Евгеньевич 

Росстат

глава

Шумаков Игорь Анатольевич 

Росгидромет

зам

Янков Кирилл Вадимович 

Федеральная налоговая служба

зам

6

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

6

Романов Владимир Васильевич 

Федеральное медико-биологическое агентство

зам

Слепнев Андрей Александрович

Минэкономразвития

зам

Сеславинский Михаил Вадимович

Роспечать

рук

Панышев Дмитрий Олегович 

Россвязь

зам

Муравьев Иван Александрович

Рособрнадзор

зам

Лихачев Алексей Евгеньевич

Минэкономразвития

зам

7

Московский физико-технический институт (государственный университет)

6

Забелин Вячеслав Николаевич 

Росстат

зам

Новиков Сергей Геннадьевич

ФСТ России

рук

Крутиков Владимир Николаевич

Росстандарт

зам

Мазуренко Сергей Николаевич

Министерство образования и науки и науки

зам

Петросян Евгений Робертович 

Росстандарт

зам

Пономарев Алексей Константинович 

Министерство образования и науки и науки

зам

8

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

6

Воскресенский Станислав Сергеевич

Минэкономразвития

зам

Бельянинов Андрей Юрьевич 

Федеральная таможенная служба (ФТС России)

рук

Безделов Дмитрий Александрович

Росграница

рук

Алафинов Иннокентий Сергеевич

Росавтодор

зам

Голикова Татьяна Алексеевна

Минздравсоцразвития

глава

Топилин Максим Анатольевич

Минздравсоцразвития

зам

Хасанов Руслан Талович (второе)

Россельхознадзор

зам

9

Уральская государственная юридическая академия

5

Селиванов Андрей Владимирович

Федеральная служба по труду и занятости

зам

Аристов Сергей Алексеевич

Минтранс

зам

Васильев Сергей Васильевич 

Росреестр

рук

Манылов Игорь Евгеньевич

Минэкономразвития

зам

Шкловец Иван Иванович

Федеральная служба по труду и занятости

зам

10

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

5

Белозеров Олег Валентинович

Минтранс

зам

Евтухов Виктор Леонидович

Минюст

зам

Мокрецов Михаил Павлович 

Министерство обороны

зам

Никитин Глеб Сергеевич 

Росимущество

зам

Шевцова Татьяна Викторовна 

Министерство обороны

зам

11

Академия ФСБ

4

Калюжный Сергей Петрович 

ФМС

зам

Алдошин Олег Николаевич 

Минсельхоз

зам

Панков Николай Александрович

Министерство обороны

зам

Федоров Александр Вячеславович

Минюст России 

зам

12

Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина

4

Селиверстова Марина Валерьевна 

Росводресурсы

рук

Аракелов Сергей Ашотович 

Федеральная налоговая служба

зам

Высоцкий, Павел Андреевич

Росфиннадзор

зам

Елизарова Галина Юрьевна 

Росреестр

зам

13

Финансовый университет при правительстве РФ

3

Силуанов Антон Германович

Минфин

замы

Фомин Владислав Михайлович 

Росреестр

зам

Хлопонин Александр Геннадиеви 

Вице-премьер

 

14

Российская академия нефти и газа имени Губкина

3

Донской Сергей Ефимович 

Минприроды

зам

Садовник Петр Васильевич

Роснедра

зам

Шишкин Андрей Николаевич 

Минэнерго

зам

15

МГТУ имени Баумана

3

Дианов Максим Анатольевич 

Росстат

зам

Дядюченко Валерий Николаевич 

Росгидромет

зам

Сапельников Сергей Алексеевич  

Росреестр

зам

16

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

3

Ромодановский Константин Олегович 

ФМС

рук

Тельнова Елена Алексеевна

Росздравнадзор

рук

Хавкина Елена Юрьевна 

Федеральное медико-биологическое агентство

зам

17

МАДИ

3

Саламатов Владимир Юрьевич

Минпромторг

зам

Быстров Николай Викторович 

Росавтодор

зам

Чесноков Александр Георгиевич 

Россотрудничество 

зам

18

Красноярский государственный технический университет (КГТУ)

3

Верещагин Сергей Викторович 

Минрегионразвития

зам

Шойгу Сергей Кужугетович 

МЧС России 

рук

Недосеков Андрей Николаевич

Минтранс

зам

19

Московское высшее военное командное училище (МВВКУ)

3

Морозов Игорь Николаевич 

Россотрудничество 

зам

Макаров Николай Егорович 

Министерство обороны

зам

Бершанский Леонид Игоревич

Росжелдор

зам

20

Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского

3

Григоров Сергей Иванович 

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю 

рук

Поповкин Владимир Александрович 

Роскосмос

рук

Поповкин Владимир Александрович 

Министерство обороны

зам

21

МАИ

2

Стрелков Олег Игоревич

 Министерство образования и науки 

зам

Александр Борисович Повалко

Росмолодежь

зам

22

Пермский государственный технический университет

2

Трутнев Юрий Петрович 

Минприроды

рук

Леви Семен Романович

Минприроды

зам

23

Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ

2

Иванец Сергей Владимирович 

Министерство образования и науки

зам

Дитрих Евгений Иванович

Росавтодор

зам

24

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

2

Герций Юрий Викторович 

Федеральная служба по труду и занятости

рук

Рожнов Олег Александрович*

Ростуризм

зам

25

Красноярский государственный университет

2

Реморенко Игорь Михайлович 

Министерство образования и науки

зам

Антипина Наталья Николаевна 

Росреестр

зам

26

Российский государственный социальный университет (РГСУ)

2

Воронин Юрий Викторович

Минэкономразвития

зам

Василий Григорьевич Якеменко

Росмолодежь

рук

27

Южно-Уральский государственный университет

2

Виктор Борисович Христенко 

Минпромторг

рук

Дементьев Андрей Владимирович

Минпромторг

зам

28

Московский государственный лингвистический университет

2

Щеголев Игорь Олегович

Министерство связи

рук

Григорьев Владимир Викторович

Роспечать

зам

29

Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова

2

Белый Валерий Васильевич 

Росимущество

зам

Олерский Виктор Александрович

Минтранс

зам

30

Санкт-Петербургский торгово-экономический институт (ГОУ ВПО СПбТЭИ)

2

Сердюков Анатолий Эдуардович 

Министерство обороны

рук

Козлова Елена Викторовна 

Федеральная налоговая служба

зам

31

Омская академия МВД

2

Реймер Александр Александрович 

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) 

рук

Смирный Александр Михайлович  

МВД

зам

32

Ростовский государственный университет

2

Никаноров Вадим Анатольевич 

Росводресурсы

зам

Вовк Виктор Николаевич 

Росморречфлот

зам

33

Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ)

2

Мардер Наум Семенович

Министерство связи

зам

Шелихов Владимир Васильевич 

Россвязь

зам

34

Московский государственный горный университет

2

Массух Илья Иссович

Министерство связи

зам

Яновский Анатолий Борисович

Минэнерго

зам

35

Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

2

Володин Вячеслав Викторович 

Вице-премьер

 

Саурин Алексей Иванович

Россельхознадзор

зам

36

Уральский государственный технический университет — УПИ и́мени первого президента России Б.Н. Ельцина (УГТУ-УПИ)

2

Нагинский Григорий Михайлович 

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) 

рук

Осинцев Юрий Валерьевич 

Минрегионразвития

зам

37

Московский государственный технологический университет «Станкин»

2

Фрадков Михаил Ефимович 

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России)

рук

Мишустин Михаил Владимирович:  

Федеральная налоговая служба

рук

38

Петрозаводский государственный университет

2

Масляков Виктор Николаевич

Рослесхоз

рук

Нургалиев Рашид Гумарович 

МВД

рук

Источник: данные официальных сайтов ведомств, РБК daily

Где учат на министра рейтинг чиновничьих вузов

Евгения Корытина, РБК Daily

Прыг: 01 02 03 04