Обучение в аспирантуре по естественным и тех. специальностям увеличивается до 4-5 лет
Правительство одобрило законопроект, согласно которому срок обучения в аспирантуре по естественным и техническим специальностям увеличивается до 4—5 лет. Как сказано в проекте закона, это необходимо, чтобы аспиранты смогли не только сделать научное открытие, но и внедрить его в производство. Ректоры и аспиранты считают, что без улучшения условий обучения и без нормальной стипендии результатов не будет.
В четверг правительство одобрило проект закона об увеличении срока обучения в аспирантуре до 4—5 лет. Об этом журналистам после заседания правительства сообщила глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина. В пресс-службе Министерства образования и науки, глава которого Андрей Фурсенко выступал докладчиком по данному законопроекту, сказали, что утвержденный текст еще не получали.
Проект предлагает внести изменения в п. 4 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В опубликованном на сайте правительства тексте законопроекта сказано, что учеба в аспирантуре увеличивается для «государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук».
Аспиранты по этим специальностям, в случае если законопроект будет принят Госдумой, будут учиться на очном отделении не три, а четыре года, на заочном — пять лет вместо четырех.
«Это объясняется тем, что по ряду специальностей технических и естественных отраслей наук требуется обязательное экспериментальное подтверждение достоверности полученных результатов», — сказано на сайте правительства. Также дополнительный год аспирантам может понадобиться для создания эксклюзивного экспериментального оборудования и для внедрения результатов исследований в производственную практику.
По каким именно специальностям увеличится срок обучения в аспирантуре, в правительстве пока не уточнили.
Аспирантка химического факультета МГУ рассказала «Газете.Ru», что, возможно, в увеличении сроков аспирантуры для ряда специальностей «есть смысл», в том числе и по причинам, перечисленным в проекте. Тем не менее, по ее словам, срок обучения — не основная проблема аспирантуры. «У аспирантов стипендия по полторы тысячи рублей, например. Зарплата научных сотрудников также небольшая», — говорит она. Собеседница отметила, что привлечь в аспирантуру и научную деятельность увеличением сроков обучения просто невозможно. «Если только эта мера будет идти вместе с другими мерами по улучшению условий обучения в аспирантуре», — сказала она. По ее словам, работа университетов в существующих условиях при увеличении сроков аспирантуры также изменится мало: «Дефицита рабочих мест в аспирантуре не будет, потому что их и так немного».
Ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов так же считает, что увеличение сроков обучения в аспирантуре не принесет «в такой форме желаемых результатов». «Само по себе увеличение — мера правильная. Если мы посмотрим на практику, утвердившуюся в других странах, то увидим, что в эквивалентах нашей аспирантуре люди учатся по 4—5 лет.
Но аспирантура на сегодняшний день крайне неэффективна по другой причине: для аспирантов не выделяется достаточных стипендиальных средств».
Стипендия в 1,5 тыс. рублей, по словам Кузьминова, автоматически предполагает, что аспирант «где-то зарабатывает и между делом пишет диссертацию». «Пока мы не решим эту проблему, у нас не будет адекватной аспирантуры и, кроме того, она будет постоянным фактором падения значения научной степени», — считает ректор.
Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:
- 26 Где учат на министра - рейтинг «чиновничьих» вузов
- 26 Монография О.Н. Смолина «Образование. Политика. Закон»
- 17 Реформа образования: ректоры обсуждают стратегические планы
- 17 Концепции культурогенеза и истории ноосферы
- 15 Германский опыт борьбы с плагиатом
- 13 Психологические особенности публичного выступления педагога
- 13 О реформировании системы финансирования вузов
- 12 Образовательный коллапс
- 12 До 40% российских вузов могут быть закрыты
- 12 Клэй Ширки: Когнитивный излишек способен изменить мир