Знания против информации

В современном мире, в мире высококачественных технологий, выражение «кто владеет информацией – тот владеет миром» с каждым днем набирает все большую силу. И это не удивительно, так как сейчас все меняется с такой скоростью, только и успевай реагировать на ту или иную ситуацию. Да и доступ для получения информации стал намного свободней, благодаря развитию технологий. Только в больших информационных потоках можно с легкостью запутаться, ведь правильность решения, и грамотный шаг зависят не только от информации, но и от знаний, которые помогают использовать новые сведения в Вашу пользу. Не будет смысла от информации, которую Вы не сможете использовать. Не будет положительного результата от ситуации, которую Вы не сможете повернуть в свою сторону и из которой не сможете изъять пользу для себя. Поэтому необходимо четко разграничивать понятия «знания» и «информация», «информация» и «сведения», «знания» и «мудрость», понимая, что не одно из вышеперечисленного невозможно без другого.

Начнем по порядку. Несмотря на невозможность развития производства, государства, да и мира в целом без информационных технологий, современные экономисты, менеджеры делают акцент на такое понятие как «технологии знаний». Умение правильно выбрать нужную информацию, из всей той, с которой мы сталкиваемся, умение ее проанализировать и оценить - вот залог успеха, который еще раз подчеркивает значимость знаний человека. Информация стала широкодоступной, поэтому все чаще и чаще мы встречаемся с информационной перенасыщенностью, с ненужной и недостоверной информацией. И все четче и четче начинаем понимать необходимость и нехватку знаний.

Работать головой проще чем руками, и эта простая истина подталкивает современного человека к учебе, руководителя предприятия - к вкладыванию денег в образование своих сотрудников, руководителя государства - к поддержке и развитию сферы знаний. Не зря уровень образования страны является важным показателям ее развития. А высококвалифицированные трудовые кадры – одно из главных богатств страны, ведь не смотря на все ресурсы и возможности, без грамотного руководство, которое подвластно только человеку, не получиться использовать все это, в свою пользу и получить хороший результат. Поэтому люди, со светлыми головами, понимают важность знаний и возражают против недостоверной информации. На фоне все большего увеличения неправдоподобных информационных потоков, человек должен тратить время не только на изучение сведений, но и их проверку, что в полнее можно привести в дальнейшем к формированию государственных органов по борьбе с недостоверной информацией.

Чем же отличаются «знания» от «информации». Первый и самым важным отличием является возможность практического использования знаний. То, что я слышала о том, как необходимо заряжать пистолет (владение информацией), еще не значит, что я смогу его зарядить правильно (использовать знания). То, что я понимаю, что в экономике страны происходит что-то неладное и она нуждается в изменениях (информация), еще не значит, что я смогу ее изменить, так как моих знаний просто не хватит для этого. Также, информации может быть слишком много, а знаний слишком много не бывает. Большинство людей трактуют знания как один из уровней информации, что является ошибкой, так как информация – это одна из форм знаний.

Знание — это систематизация результатов познавательной деятельности человека. Именно качественные знания позволяют добиться поставленной цели. И качество результата будет напрямую зависеть от качества полученных знаний. Только, как раз таки, на этом сложном и тернистом пути к результату обучения, придется научиться владеть и сведениями, и информацией, так как они являются формами знаний (cсм. таблицу "Систематика знаний, рассмотренная на примере выпекания хлеба").

 

Технология

Аналогия (выпекание хлеба)

Результат

Цель (метафора)

Сведения (данные)

Электронная обработка данных

Элементы: вода, дрожжи, молекулы крахмала

Не доведенное до конца дело

Ничего не знать

Информация

Управленческая информационная система (MIS)

Ингредиенты: мука, вода, сахар, специи + рецепт

Эффективность

Знать-как

Знание

Система поддержки принятия решений, (DSS), экспертная система (ES), искусственный интеллект (AI)

Координация процесса выпекания — результат, продукт

Действенность

Знать-что

Мудрость

Системы мудрости. Системы поддержки управления

Почему хлеб? Почему таким способом?

Объяснимость

Знать-почему

Например, я в курсе того, что необходимо для того, чтобы испечь хлеб. Я обладаю сведениями. Я даже нашла рецепт того, чего сколько нужно и понимаю, как происходит процесс. Я владею информацией. Я могу управлять процессом, могу воздействовать на результат практически и знаю, что получу в итоге - это знания. И вот когда я буду способен четко объяснить, почему получается хлеб и почему необходимо его выпекать, можно будет сказать, что я обладаю мудростью. Ведь обладание мудростью позволяет приобрести такое качество как умение объяснять, что делает человека компетентным в том или ином вопросе. И также, только в обратном порядке, можно привести пример взаимосвязанности этих понятий. Мудрый человек знает, что необходимо открыть на рынке, чтобы не прогадать и получать высокую прибыль. Знающий покажет, как это сделать. Человек, владеющий информацией, подскажет, что надо сделать для успеха дела, а осведомленный может посоветовать поставщиков и клиентов, которые могут пригодиться.

Залог успеха, процветания напрямую зависит от знаний. Но на пути их приобретения необходимо пройти процесс узнавание. Необходимо научиться изучать, анализировать информацию, получать сведения и преобразовывать все это логически в знания. В настоящее время у каждого из нас есть возможность погрузиться в бесчисленную информацию, которая содержится в энциклопедиях, в банках данных, для того, чтобы сформулировать свои знания. И когда Вы сможете воздействовать на ту или иную ситуацию, координировать свои действия на пути к достижению цели, тогда можно будет сказать, что Вы обладаете знаниями, так как действия – эта практическая их проверка. А знания без действий, становятся элементарной информацией или даже сведениями. Поэтому ни в коем случае не пренебрегайте практикой, практикой своих знаний, которая поможет закрепить Ваши сведения и полученную Вами информацию и стать человеком знающим и разбирающимся в определенных вопросах и проблемах. А это и есть одно из главных качеств профессионала.

На пути дальнейшего развития общество, необходимо понимать, что информация воспринимается нами сенсорно - мы ее слышим, видим. Часто мы встречаемся с источниками информации, в которых просто представлен набор слов. Такой источник не только не поможет усвоить и узнать что-то новое, он может даже запутать и испугать непониманием тематики, на которое человек может отреагировать отказом от получения таких знаний. Поэтому для четкого формирования знаний – необходима четкая информация, выраженная словами и представляющая из себя язык, которым мы владеем. Поскольку знания управляют действиями человека, а человек управляет своими знаниями, такая координация невозможна без такой же грамотной формы языка. Только тогда, когда будет наблюдаться гармоничное взаимодействие общество, на пути к достижению целей, можно будет сказать, что люди прошли окончательную проверку своих знаний.

Современным направлением в развитии сферы производства и сферы услуг является менеджмент. Менеджер, образно говоря, – это человек, который достигает поставленной цели чужими руками. Так называемое разделение труда. Только насколько велика эффективность этого разделения, трудно ответить. Одно делать знать «как управлять» и «чем управлять». А другое – знать «как управлять», но не обладать знаниями основ производства и не понимать, как добиться желаемого результата. Только отделять знания от дела, а менеджера от исполнителей - не правильно. Ведь дело – это практическое подтверждение знаний. Поэтому, хорошего менеджера можно назвать мудрецом, обладающим и сведениями, и знаниями, и информацией, в соответствии с нашей классификацией.

Знания против информации? Кто же побеждает в этой битве? Знание сильнее информации, и подкрепляются информацией и должны развиваться вместе с ней. Состязания здесь как-то неуместны. Развитие информационных технологий не возможно без знаний. Владение информацией еще не подразумевает под собой обладание знаниями. Лучше стать экспертом в каком-либо вопросе, чем быть в курсе всего, но не знать, как получить результат.

Ведь уже сейчас бизнес строится на знаниях, и интеллектуальные ресурсы ценятся дороже, чем материальные. Поэтому управление материальными ресурсами необходимо оставить на зрелых рынках, а на новых уделить внимание развитию знаний, как главного и наиболее конкурентоспособного актива предприятия и государства.




Прыг: 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16
Скок: 10 20

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: