Психологические особенности публичного выступления педагога

Автор: Аверьянов А.И., кандидат педагогических наук, доцент. Институт УНИК.

Особенностью профессиональной деятельности педагога является публичная коммуникация. Практически ежедневно он проводит занятия, находясь под взорами десятков глаз учащихся, регулярно общается с их родителями, коллегами на различного рода совещаниях, собраниях, конференциях. И хотя, на первый взгляд, педагогическую деятельность изначально выбирают те, кому эта публичность по душе, все же справедливости ради нужно отметить, что не все одинаково легко справляются с такими распространенными явлениями, как страх перед публикой, боязнь «неудобных» вопросов от слушателей, неумение осуществить нужное речевое воздействие и пр.

Отсутствие основных навыков публичного выступления или их слабое развитие ведет в итоге к тому, что педагог испытывает стрессовое состояние каждый раз, как только ему предстоит выход на публику, а главное — он не достигает в полной мере желаемых результатов и успеха в своей профессиональной деятельности, не получает удовольствия от процесса общения. Спасением для такого педагога является понимание психологических основ публичного выступления и овладение риторическими правилами и приемами эффективного общения. Как гласит народная мудрость, «поэтами рождаются, ораторами становятся».

Весь процесс публичного выступления условно можно свести к двум этапам — этапу подготовки к выступлению и собственно к самому выступлению (подготовительный и исполнительский). Этапы эти взаимосвязаны и взаимозависимы, в равной степени важны.

Итак, первая задача, которую решает оратор перед тем, как выйти на публику, — подготовиться к публичному выступлению. Каков же алгоритм подготовки? Во-первых, необходимо ответить самому себе на вопрос «ЧТО, или О ЧЕМ я буду рассказывать аудитории?».

Иными словами, педагог формулирует тему выступления. Если тема ему заранее известна, возникает смысл ее конкретизировать или расширить с тем, чтобы заинтересоваться ей. Информация, которую он будет подбирать, должна быть также интересной и его слушателям. Следует задаться и такими вопросами, как: насколько тема актуальна и увлекательна, насколько она однозначна или спорна, знакомы ли с ней слушатели и будет ли она им понятна. То, как в итоге аудитория воспримет информацию, будет определяться многими факторами, но прежде всего тем, насколько она касается лично каждого.

Когда тема определена, следует продумать название выступления. Оно должно быть ярким, четким, понятным и кратким, а главное — интригующим. Например, одна из книг по публичному выступлению называется «Камасутра для оратора». Согласитесь, не тривиально!

Следующим важным вопросом, на который педагогу следует ответить при подготовке выступления, — ЗАЧЕМ? То есть, какова цель выступления? Какой реакции он ждет от аудитории? Основные задачи могут быть сформулированы так: проинформировать, призвать, убедить, привлечь внимание, развлечь и т. д.

Далее — КАК? Как педагог хочет донести информацию до слушателей? Как будет построена логика его рассуждений? К каким фактам и доводам он будет апеллировать? Какой язык использовать и в каком стиле выступать? Как вообще оратор будет себя вести во время выступления? В том числе следует продумать, как он будет одет, будет ли он двигаться или больше стоять, будет ли он находиться за кафедрой или ему потребуется стол. Иногда педагоги разрабатывают специальные мизансцены и помечают их для себя в тексте или тезисах выступления. Естественно, что многое будет определять конкретная ситуация и индивидуальность педагога. Но в любом случае он должен для себя четко определить последовательность тезисов и главный тезис, который станет кульминацией выступления.

Не менее важным при подготовке выступления является понимание того, ДЛЯ КОГО педагог его готовит? Кто будет его слушать: возраст аудитории, пол слушателей, их профессиональные и личные интересы, социальный статус, степень знакомства с заявленной проблематикой и т. д.

Следует представить себе своих слушателей и что им будет интересно услышать, спрогнозировать их возможные реакции и то, как оратор будет с ними работать. Соответственно, нужно будет запастись убедительными доказательствами собственной позиции.

ГДЕ педагог будет выступать? Место выступления не стоит недооценивать. Оратору целесообразно как можно подробнее узнать о помещении (аудитории): о его размерах и планировке, освещении, акустике, расположении, своем и слушателей, техническом оснащении (трибуна, стол, стулья, экран, проектор и пр.). Будет правильно, если он немного «обживется» и привыкнет к помещению. Выступающий должен чувствовать себя комфортно и уверенно. КОГДА, или время выступления, имеет громадное значение. В какое время педагог будет выступать? Кто выступал перед ним, и кто будет выступать после? Знание того, насколько давно слушатели находятся в аудитории, сколько перед ним уже выступило человек и пр. — поможет несколько скорректировать регламент собственного выступления.

Замечательно, если оратор будет обладать информацией исторического характера: какой сегодня праздник отмечается в стране или организации (или, может быть, отмечался накануне), какие знаменательные события случились в жизни тех людей, которые находятся в зале. Начать свою речь с поздравления — хороший прием для установления позитивного контакта со слушателями.

И последнее, что нужно обязательно учесть при подготовке выступления — КАК ДОЛГО оно должно длиться. Психологи утверждают, что оптимальным временем является 5–20 минут. Конечно, школьный урок или вузовская лекция занимают значительно больше времени, но необходимо помнить, что внимание человека работает циклично, так что после максимум 20 минут речи должна быть ее «перебивка» (пример, иллюстрация, небольшое отвлечение, шутка и т. д.).

Таким образом, решив указанные задачи, педагог имеет все возможности подготовить содержательное выступление, подобрать в рамках своей темы интересную и актуальную информацию, выстроить нужную логику ее подачи, так или иначе подготовиться к возможным вопросам и возражениям слушателей. Общеизвестно, что основным условием успешного публичного выступления является его качественная профессиональная подготовка и компетентность оратора в заявленной теме.

Вместе с тем нередко случается, что оратор высказывает очень умные и даже оригинальные мысли, но его никто не слушает. Как отмечают психологи, акцент в публичном выступлении часто переносится на содержание, то есть на то, ЧТО говорится. И при этом сильно недооценивается форма подачи материала, то есть КАК делается сообщение.

Итак, на что же следует обратить внимание педагогам на этапе исполнения публичного выступления?

В первую очередь необходимо сказать о зрительном контакте выступающего с аудиторией. Публичное выступление только по форме монолог, а по сути это диалог. Чтобы быть в контакте со своими слушателями, оратору нужно поддерживать зрительный контакт, причем не с одним или двумя из них, а со всеми одновременно. Как это достигается? Некоторые специалисты рекомендуют условно поделить аудиторию на четыре зоны, а далее слева направо и справа налево, от первого ряда к последнему и обратно «скользить» взглядом по каждой зоне. Если аудитория небольшая, то можно визуально контактировать с каждым из них. Особое внимание стоит обращать на галерку и на боковые места. У слушателей таким образом возникает ощущение личного контакта с оратором. Помимо всего прочего, он получает важную в таких случаях обратную связь.

Зрительный контакт целесообразно поддерживать на протяжении всего выступления. При этом взгляд педагога должен излучать приветливость и доброжелательность.

Как еще можно использовать технику зрительного контакта? Например, если слушатели ведут себя шумно, разговаривают, то оратор ненадолго может замолчать, при этом сохраняя с аудиторией зрительный контакт. Как правило, полутора минут хватает для того, чтобы тишина установилась и внимание вновь было обращено на выступающего. Также зрительный контакт можно использовать в тех случаях, когда в аудитории появляется один-два «нарушителя дисциплины». Достаточно посмотреть на них, иногда адресовать им какую-то реплику или улыбнуться, и порядок восстановлен.

Помимо зрительного контакта, огромную роль в публичном выступлении играют и другие компоненты невербальной коммуникации. А. Мехрабян еще в середине ХХ века обнаружил, что при передаче сообщения 7% информации передается вербально, 38% вокально (тоном голоса, ударением и способом произнесения звуков) и 55% жестами, позой и т. д. Таким образом, помимо содержательной части выступления, бесспорно, очень важной, существует невербальное сопровождение речи оратора, которое делает ее более убедительной, яркой, эмоционально насыщенной, запоминающейся. На что следует обратить особое внимание?

Прежде всего, это руки. Педагогу лучше использовать в своем публичном общении открытые ладони, повернутые вверх. Это создает доверительные отношения на равных, располагает к диалогу и искренности. Ладони, повернутые вниз, напротив, подчеркивают доминантность оратора, подсознательно выражают подчиненность слушателей, что негативно может сказаться на их впечатлении о выступающем и его сообщении.

Указующий жест со сжатыми пальцами также подсознательно вызывает негативные чувства у аудитории. Оратору следует избегать и таких жестов, как «руки за спиной» или «руки спрятаны в карманы». Эти жесты свидетельствуют о его волнении или неискренности.

То, как выглядит педагог, выступающий перед публикой, также говорит о многом и, прежде всего, о его уверенности или неуверенности в себе и в своей позиции. Как выглядит уверенный в себе человек? На лице улыбка, голова приподнята, плечи расправлены, спина прямая, корпус слегка наклонен вперед, стоит устойчиво, ноги на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны, одна нога немного выдвинута вперед.

Достаточно спорным является вопрос о том, нужно ли во время своей речи оратору ходить или лучше стоять на месте. Однозначного ответа здесь, видимо, быть не может, многое будет определяться такими факторами, как уверенность педагога в себе, его опытность, его индивидуальность, регламент выступления и др. Вместе с тем следует иметь в виду, что двигающиеся объекты привлекают к себе больше внимания. При этом не нужно перемещаться очень быстро и суетливо. Переходы во время публичного выступления должны выглядеть органично и обоснованно, к примеру, когда педагог закончил рассматривать один вопрос, он может переместиться и начать освещать новый. Важнейшими параметрами речевого воздействия педагога выступает его голос. Говорить медленно или быстро, тихо или громко, плавно или ритмично, вкрадчиво или агрессивно, уверенно или неуверенно — все это сильнейшие выразительные средства речи. Известно, например, что громкость голоса создает впечатление уверенности, убежденности говорящего, компетентности и высокого социального статуса. Резкое повышение голоса обычно усиливает воздействие на собеседника.

Высота голоса также определяет характер речевого воздействия. Низкий тон предпочтительнее высокого, ему мы больше доверяем за счет производимого впечатления на нас как надежного и компетентного.

Замедляя речь, как правило, педагог хочет таким образом выделить наиболее важную информацию. А пауза, взятая перед тем, как он это сделает, еще более привлечет к ней внимание.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что мы изложили лишь самую необходимую информацию о подготовке и проведении публичного выступления. Этого вполне достаточно, чтобы начать главное — практиковаться.

В практике постепенно будут открываться новые знания и приемы, формироваться соответствующие умения и навыки. От выступления к выступлению будет возникать чувство уверенности и комфорта. А венцом этого процесса, бесспорно, станет удовольствие от общения с публикой.

Литература

1. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. М., 2011.
2. Гандапас Р. Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. М., 2011.
3. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Минск, 2010.
4. Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно. М., 2011.
5. Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций. М., 2008.
6. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2010.
7. Шипунов С.А. Харизматичный оратор. М., 2009.




Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10 20

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: