К вопросу о мотивации педагогического творчества

Автор: П.А. Степичев, кандидат педагогических наук. Институт УНИК.

Постановка современных образовательных задач все чаще связывается с понятием «творчество», как новым признаком человеческой деятельности. Современные исследователи сходятся во мнении, что в обществе сформировался устойчивый и долговременный социальный запрос на личность, яркие педагогические индивидуальности, на педагога свободного и критически мыслящего, раскованного и творческого, самобытного и инициативного [8, с. 27].

Р.П. Скульский отмечает: «Творчество в самом существе учительской профессии, ибо нельзя дважды повторить даже один и тот же урок, хотя посвящается он той же теме, построен по тому же плану. Динамизм учебно-воспитательного процесса побуждает педагога постоянно искать необходимые в каждом конкретном случае решения возникающей проблемы, а постоянный поиск представляет собой специфику педагогической деятельности» [9].

Исследование проблемы творчества учителя актуально в связи с количественным и качественным ростом задач, с которым сталкивается современный педагог. Решение профессиональных задач типизированными способами подчас является неэффективным, тем более что работа учителя подразумевает большое разнообразие ситуаций, готового решения которых не существует в принципе. Исследователи профессионального педагогического творчества отмечают, что современная педагогическая деятельность отвергает простую исполнительность, пассивность и установку на нормативное отношение к профессиональным обязанностям, поскольку для нее характерен целый комплекс специфических черт, среди которых называются: интенсивность педагогической деятельности, ее методологичность, динамичность содержания. Творческая деятельность современного педагога связана со способами формирования доминантной мотивации, направленностью на решение оригинальных задач, настойчивостью в достижении цели, целеустремленностью, устойчивостью и широтой познавательных интересов [11 с. 71–73].

Под мотивацией понимают совокупность побуждений к деятельности, начинающейся с потребностей [2]. Словарь под редакцией профессора В.М. Полонского трактует потребность как исходную форму активности, движущую силу развития человека, организующую и направляющую его поведение и познавательные процессы [5, c. 38]. Эта трактовка предопределяет ведущую роль потребности в творческом профессиональном самовыражении как базового конструкта мотивационного компонента профессионально-творческой направленности. В удовлетворении данной потребности заключается механизм самосовершенствования специалиста. Это связано с тем, что любая потребность выражает противоречие между имеющимся и необходимым [7, с. 39], а деятельность по преодолению этого противоречия подразумевает развитие.

В поисках соотношения между потребностью и деятельностью обратимся к исследованию А.И. Федотовой. По мнению этого автора, между этими явлениями есть опосредующие звенья — осознание потребностей в форме интересов, желаний, целей, влечений и т. д., которые при определенных условиях становятся мотивами поведения человека [11]. А.Ю. Тимакова отмечает, что суть любой потребности состоит в выполнении определенных действий, в результате которых эта потребность реализуется. Автор делает вывод, что любая потребность почти всегда есть потребность в определенных действиях, ведущих к ее удовлетворению [10, с. 33]. В нашем случае потребность в профессиональном творчестве требует деятельности, по уровню которой можно судить о степени выраженности данной потребности. На основе сформированной потребности в профессиональном творчестве возникает соответствующая мотивация.

Потребность в профессионально-творческой деятельности является производной от потребности в самореализации, выделенной А. Маслоу в качестве высшей в его иерархии потребностей человека [6]. Т. И. Иванюк в книге «Творчество и личность» к творческим потребностям относит потребность созидания, потребность самореализации, потребность самоутверждения и потребность личностного развития [3].

По данным доктора педагогических наук Н.А. Подымова, мотивы самореализации занимают достаточно высокое место в системе мотивов инновационной деятельности учителя, их отметили 27% педагогов.

Если они оказываются связанными с профессиональными педагогическими мотивами, то практически исключается проявление мотивов самоутверждения, подавляющих развитие педагогической деятельности. Учитель, идущий по такому пути, — это человек с высоким уровнем творческого потенциала, который проявляется в стремлении добиться результата в своей деятельности без личностной прагматической мотивации, получающий удовлетворение в самой инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий личностный смысл. Его отличает создание новых концептуальных подходов, высокий уровень рефлексии и психологической готовности к восприятию новшеств [4, с. 187–188]. Автор отмечает, что учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности такого саморазвития.

Проблема мотивации тесно связана с личностным смыслом деятельности. Н.А. Подымов отмечает, что проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема обретения субъектом-учителем адекватного личностного смысла профессиональной деятельности в системе других видов [4, с. 181].

В рамках заявленной темы нам показалось интересным проанализировать видение творчества как идеала профессиональной педагогической деятельности педагогами, студентами и аспирантами из МГПИ, ТГПИ, ЧГПУ, КГУ. С этой целью респондентам было предложено назвать 5 профессионально-значимых качеств идеального педагога. Нас интересовало, сколько процентов респондентов называют творчество среди пяти важнейших профессиональных качеств. При этом мы считали, что респондент включает творчество в идеал педагогической деятельности, если среди пяти качеств называлось «творчество», «креативность», «творческий потенциал», «творческие способности». На диаграмме показано количество процентов респондентов, включивших творчество в той или иной формулировке в список профессионально-значимых качеств.

К вопросу о мотивации педагогического творчества

На диаграмме видно, что наибольшие показатели были получены в группах опытных, профессионально активных учителей. Респонденты-преподаватели представлены на диаграмме обучающимися на заочном отделении МГПИ воспитателями детских садов, учителями-участниками конференций, преподавателями Челябинского государственного педагогического университета. Именно эти респонденты чаще всего называли творчество в ряду пяти важнейших профессионально-значимых качеств преподавателя. Это объясняется профессиональной зрелостью респондентов и их опытом. Так, высокий показатель творческого идеала для группы «студенты заочного отделения факультета педагогики и методики дошкольного образования» объясняется тем, данная категория студентов состоит из опытных специалистов не один год работающих в детских садах и осознавших важность творчества на практике.

Кроме того, данные специалисты работают с маленькими детьми, что еще больше актуализирует необходимость творческого подхода. Эти данные соотносятся с положением концепции профессионального мастерства Н.К. Баклановой, в соответствии с которым на этапе совершенствования, может развиваться направленность на профессиональное творчество: от направленности на профессиональное творчество в отдельной области — к направленности на профессиональное творчество во всех областях профессиональной деятельности [1]. Эта же концепция объясняет и результаты для группы «Учителя-участники конференций Национальной ассоциации учителей английского языка». Высокий показатель для группы «Аспиранты Курского государственного университета» говорит о положительном влиянии послевузовского обучения на ориентацию личности специалиста на творчество. Наименьшие показатели в описываемой выборке у студентов очного отделения, обучающихся на факультетах иностранных языков МГПИ и ТГПИ. Эта категория находится на начальном этапе своего профессионального становления.

Таким образом, проведенное исследование доказывает, что мотивация к педагогическому творчеству возникает в качестве ответной реакции на практические задачи, возникающие перед преподавателем в его работе. При поддержке своего вуза, профессионального сообщества, коллег и студентов каждый преподаватель может раскрыть свой творческий потенциал и внести что-то новое и важное в учебный процесс.

Литература:

1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст] / Н.К. Бакланова. — М.: МГУКИ, 2003. — 224 с.
2. Гиниятуллина Р.Д. Формирование профессиональнопедагогической направленности студентов средствами иностранного языка в многоуровневой системе высшего образования [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Р.Д. Гиниятуллина. — Казань, 2006. — 181 с.
3. Иванюк Т.И. Творчество и личность [Текст] / Т. И. Иванюк. — М.: Изд-во TOP, 2006. — 320 с.
4. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя [Текст]: дис. … д-ра псих. наук / Н.А. Подымов. — М., 1999. — 390 с.
5. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. — М.: 2000. — 368 с.
6. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. — СПб.: 1999 — 243 с.
7. Монологи об учителе [Текст]: монография / Науч. ред.: В.Ю. Кричевский; Сост. Е.В. Люликова. — СПб.: СПбАППО, 2003. — 225 с.
8. Секретарюк Н.С. Совершенствование структуры педагогической деятельности преподавателей вуза [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Н.С. Секретарюк. — Оренбург, 2003. — 176 с.
9. Скульский Р.П. Учиться быть учителем [Текст] / Р.П. Скульский. — М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
10. Тимакова А.Ю. Формирование у студентов мотивационной направленности на творческую педагогическую деятельность [Текст]: дис. … канд. пед. наук / А.Ю. Тимакова. — Смоленск, 2001. — 153 с.
11. Федотова И.А. Формирование потребности студентов педагогического вуза в творческом саморазвитии [Текст]: дис. … канд. пед. наук / И.А. Федотова. — М., 2003. — 160 с.




Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10 20

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: