Высшее образование и его значение для экономики
В России давно существует такое явление, как массовое высшее образование, а вот для многих стран этот вопрос до сих пор остается сложным. О том, что положительное влияние, которое система высшего образования оказывает на общество, недооценено, говорят посредством своего исследования Ребекка Шендел, Мозес Окетч и Тристан Маккоуэн. Исследователи преподают науки об образовании и международном развитии в Институте образования Лондонского университета, поэтому затронутая тема им близка и интересна.
Несмотря на то, что часть экспертов отказывается признавать высшее образование неограниченным ресурсом, способным привести к экономическому процветанию, его значение для общества, государства и экономики сложно переоценить. Как отмечают Шендел, Окетч и Маккоуэн, в небогатых странах зависимость роста человеческого капитала от высшего образования еще изучена недостаточно. Но неоспорим тот факт, что решение развивать высшую школу обязательно станет путем к более благополучной жизни.
Исследователи подчеркивают, что «в связи с общим увеличением количества молодежи на Земле» роль высшего образования – явление транснационального масштаба. Заказ на изучение дискурса, посвященного роли получаемого в вузах образования, поступил от Департамента международного развития Великобритании. Сферой деятельности этого органа является борьба с бедностью и обеспечение устойчивого развития.
Экономический стимул
Выгоды экономического плана налицо и проявляются в широком диапазоне: от увеличения личных доходов людей до обеспечения роста национальной экономики.
То обстоятельство, что диплом о высшем образовании обеспечивает доступ к высокой зарплате, солидному статусу и приличной должности, уже стало прописной истиной. Но, по словам исследователей, «в странах с низким уровнем доходов не всегда существовала четкая корреляция между уровнем образования и заработной платой».
Авторы статьи указывают и на экономическую взаимосвязь разных уровней образования: чем большее число молодых людей получает доступ к образованию начального и среднего уровня, тем выше поднимается уровень оплаты труда тех, кто окончил ВУЗ.
Исследователи также сообщают, что им «удалось обнаружить четкую взаимосвязь между долей людей, получающих высшее образование, и экономическим ростом». Значит, благодаря университетскому образованию растет ВВП на душу населения.
Высшее образование, как причина развития общества
В социально-культурном плане такое образование дает высокий уровень общей культуры и эрудиции, широту взглядов на мир, толерантность. Оно наделено социализирующей ролью, которая проявляется во влиянии на благополучие.
По словам Маккоуэна, Шендел и Окетча, налицо значимость вузовского воспитания для общества в целом и самосознания человека в частности, следствием чего отмечается, например, «повышение политической активности, расширение прав женщин, более внимательное отношение людей к своему здоровью и питанию».
Множество исследований говорит о том, что высшее образование значительно укрепляет важнейшие институты, а именно гражданское общество, государственные услуги и правительство. Влияние образования этого уровня проявляется и в формировании новых социальных норм, отношении людей к охране окружающей среды, глобализации, демократии.
Поддерживать нужно продуманно
Высшая школа, безусловно, нуждается в поддержке. Эксперты из Лондона предупреждают, что эффект от нее «может быть нивелирован такими факторами, как недостаточное распространение начального и среднего образования».
Другими опасностями названы низкий уровень качества преподавания и проводимых исследований, ограниченность академической свободы и невозможность равного доступа к образованию высшей пробы. Эти черты характерны для развивающихся стран.
Неизменно одно: несмотря на проблемы в образовательной сфере, высшее образование всегда будет одним из ценнейших достижений человечества. Преодолеть трудности и доказать его необходимость для общества можно лишь путем грамотного планирования образовательной политики.
Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:
- 54 Психологические особенности публичного выступления педагога
- 54 Научные картины мира и оккультные псевдонаучные мифы в современной культуре
- 47 Концепции культурогенеза и истории ноосферы
- 46 О реформировании системы финансирования вузов
- 41 Реформа образования: ректоры обсуждают стратегические планы
- 37 Высшее образование и его значение для экономики
- 37 Студенты становятся все более мобильными
- 36 К вопросу о мотивации педагогического творчества
- 35 Монография О.Н. Смолина «Образование. Политика. Закон»
- 33 Как бесплатно уехать учиться за границу: пошаговая инструкция