InfoNauk ru http://infonauk.ru/ Infonauk Engine ru Infonauk ru linpubl@ya.ru linpubl@ya.ru InfoNauk ru http://infonauk.ru/i/rss.png http://infonauk.ru/ Тысячи блогеров раскритиковали новые стандарты образования http://infonauk.ru/post_1296645497.html <div class="st-avtor"></div> <p class="st-abz"> В пятницу, 28 января, в Сети появилось <a href="http://alterfgos.ru/" target="_blank">открытое письмо противников принятия в России нового образовательного стандарта</a> для старшей школы. За неполных три дня под текстом было оставлено более 10 тысяч комментариев, а письмо и сам стандарт все выходные активно обсуждались на самых разных площадках. Как, к сожалению, нередко случается, критики будущих стандартов начали возмущаться, до конца не разобравшись в вопросе. </p> <p><a href="http://standart.edu.ru/" target="_blank">Федеральный государственный стандарт образования</a> (ФГОС) для старшей школы разрабатывался в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Как указывается в пояснительной записке на сайте ФГОС, он является "одним из ключевых элементов модернизации российской школы" и "представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования".</p> <p>Красивых слов, подобных процитированным выше, в документах, имеющих отношению к новому ФГОС, еще немало. Однако, несмотря на декларированные разработчиками благие намерения, документ критиковали с тех самых пор, как в Сеть стала просачиваться первая информация о новых образовательных нормах для старшеклассников. Первый пик возмущения пришелся на середину декабря 2010 года, когда стало известно о введении нового предмета под названием "Россия в мире". В новогодние праздники и последовавшие за ними каникулы активность блогеров поутихла, но в прошлую пятницу обсуждение нового стандарта началось вновь.</p> <p>Поводом к новому витку критики - и даже некоторой паники - стало открытое письмо, опубликованное в ЖЖ пользователя <a href="http://starushkalarina.livejournal.com" target="_blank">starushkalarina</a>. В адресатах письма значатся президент России Дмитрий Медведев, премьер-министр Владимир Путин, председатель Госдумы Борис Грызлов и министр образования и науки Андрей Фурсенко. Автором анонимного текста, как позже выяснилось, является преподаватель русского языка и литературы Сергей Волков. Как сам он <a href="http://www.echo.msk.ru/programs/assembly/745443-echo/" target="_blank">рассказал в интервью ведущей радиостанции "Эхо Москвы"</a> Ксении Лариной, письмо стало результатом длительного обсуждения нового ФГОС "с коллегами из разных областей", а основное требование критиков стандарта - наложить вето на его принятие и обсудить альтернативный вариант с участием педагогов всей страны.</p> <p>Воззвание Волкова поддержало огромное количество людей - из-за того, что возможности Живого Журнала не позволяют размещать под одним постом более десяти тысяч комментариев, блогер starushkalarina вынуждена была продублировать письмо вторым постом (по состоянию на 20:30 понедельника под ним было оставлено еще 4136 комментариев). Но столь беспрецедентная по масштабу общественная поддержка не отменяет того факта, что в письме искажена суть будущих реформ и внимание читателей сосредоточилось далеко не на самых слабых местах нового ФГОС.</p> <h2 class="st-zag01">Что не так</h2> <p>Приведем цитату из письма Волкова: "4 (четыре) - именно столько обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект). 6(шесть) - именно столько образовательных областей объединило в себе все остальные привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору). Среди них: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география” (орфография и пунктуация оригинала).</p> <p>Процитированный абзац закономерно вызывает недоумение - сокращение числа обязательных предметов до четырех выглядит неоправданным, даже если предположить, что современные старшеклассники сильно перегружены (что очень спорно). Но в будущем ФГОС для старшей школы не предусмотрено сокращение учебных часов, и дополнительно к обязательным четырем курсам все школьники будут изучать еще семь предметов. То есть программа последних двух лет в школе не ограничится физкультурой, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), индивидуальным проектом и курсом "Россия в мире" - учащимся будет необходимо "добрать" себе предметы из предложенных шести областей, включающих все базовые курсы, которые в школе проходят сейчас.</p> <p>Другое дело, что нынешняя редакция ФГОС предписывает школьникам выбирать по одному или два предмета из каждой группы, и при этом общее число выбранных курсов не должно быть больше семи. Невозможность одновременно изучать, например, физику, химию и биологию, которые входят в одну группу естественных наук - очевидное слабое место будущего стандарта (в своем письме Волков упоминает и его). Сами разработчики также признают это - в интервью "Эху" член Общественной палаты Ефим Рачевский, участвовавший в создании ФГОС для старшей школы, заявил, что, по его мнению, часть документа, ограничивающая число предметов по выбору, должна быть переписана.</p> <p>Помимо возможности выбирать учебные курсы, школьники смогут решать, на каком уровне проходить тот или иной предмет. Пока эта возможность тоже строго регламентирована - то есть старшеклассники не могут изучать все семь предметов, скажем, на базовом уровне. Также Рачевский пояснил, зачем было решено дать школьникам возможность выбора. Сейчас программа 10 и 11 классов подразумевает, что школьники изучают все предметы на одинаковом уровне - то есть, и ученик, собирающийся на мехмат МГУ, и ученик, выбравший своей будущей профессией историю, будут проходить математику в одинаковом объеме. Новый стандарт даст возможность старшеклассникам провести "тонкую настройку" своей программы - кстати, именно так организован учебный процесс во многих странах Запада.</p> <p>Но вернемся к письму. "Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно: объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина; объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого "не говорит" ни одна другая наука; объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения”.</p> <p>Сейчас - еще до введения новых стандартов - русского языка в старших классах школы нет. Можно спорить с тем, хорошо это или плохо, но изъятие русского из программы 11-го, а иногда и 10-го класса произошло задолго до появления обсуждаемого проекта ФГОС. Дальше - математика и история, конечно, важны для воспитания развитой личности, но предполагается, что дети изучали их с 1-го по 9-й классы, так что утверждать, что отсутствие этих предметов в старших классах приведет к полному незнанию соответствующих наук, несколько странно.</p> <p>И вот тут самое время коснуться тех недостатков новых ФГОС, о которых в письме ничего не сказано. Как пояснил в своем дневнике в Живом Журнале старший научный сотрудник ГАИШ МГУ <a href="http://sergepolar.livejournal.com/1937118.html" target="_blank">Сергей Попов</a>, в нынешнем виде стандарт несовместим с учебными программами высшей школы. "Если система рассчитана, что человек к 17 годам до университета получает определенный объем знаний, а потом оказывается, что "математике можно научить и потом", то все рушится. Надо в начале детально понять, если кому и как "подхватывать" сокращенное в школе", - пишет он. Кроме того, возможность отказа от изучения в 10-11 классах той же истории должна подразумевать коррекцию ее курса в младших классах.</p> <p>Наконец, не очень понятно, как разработчики планируют "впихнуть" огромное количество комбинаций предметов в учебное расписание. Даже несколько факультативов, идущих одновременно друг с другом, сильно усложняют задачу составления сетки уроков и поиска свободных классов. И совсем уже слабо верится, что директора школ будут организовывать отдельные уроки для тех учеников, которые выбрали себе "непопулярные" предметы. "Выбор будет в духе "демократического централизма": большинство выбрало или естествознание или физику, а ты, Вася, со своей химией идешь лесом и выбираешь или естествознание или физику, никто для тебя одного уроки химии проводить не будет", - наглядно представляет эту ситуацию Попов.</p> <p>Также вызывает вопросы выбор обязательных предметов. В современном мире навыки безопасного существования, конечно, важны, но, думается, отводить на изучение основ медицинской помощи и действий в экстренной ситуации два выпускных года не совсем разумно. Как объяснил Рачевский, введение ОБЖ в список обязательных предметов поддержали далеко не все разработчики, но этот шаг был обусловлен сложной ситуацией с экстремизмом в России.</p> <p>Еще менее понятен загадочный новый предмет "Россия в мире". Введение такого базового гуманитарного курса можно было бы оправдать (хотя это неизбежно произойдет за счет сокращения часов, отведенных на другие предметы), но, как отмечает Попов, предварительно его стоило бы "опробовать" в регионах и уже по результатам такого эксперимента принимать решение о расширении школьной программы.</p> <p>Наконец, обсуждения требуют и предполагаемые навыки, которыми дети будут обладать по завершении курса школьного образования. Многие из них, например, "владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, понимать и критически относится к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию" выглядят чересчур расплывчатыми и несколько утопичными.</p> <h2 class="st-zag01">Плюсы</h2> <p>В будущем ФГОС для старшей школы можно найти много моментов, требующих обсуждения, но та форма, в которой документ критикуется сейчас, вряд ли позволит разработать адекватные поправки (и, кроме того, чересчур эмоциональные и не всегда верные высказывания дискредитируют, в первую очередь, самих критиков). Впрочем, очень существенным положительным моментом появления письма Волкова стал проснувшийся интерес граждан к реформе. Возможно, после того, как спадет вал возмущения, станет возможным конструктивный диалог с разработчиками. <a href="http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=1576863" target="_blank">Андрей Фурсенко</a>, комментируя "Коммерсанту" кампанию против ФГОС, заявил, что "до тех пор пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа".</p> <p>PS: Все интересующие подробности об изменении школьного образования из первых рук можно узнать, задав вопрос на сайте Лента.ру руководителю группы разработчиков новых стандартов Александру Кондакову. <a href="http://lenta.ru/conf/kondakov/" target="_blank">Задать вопрос Кондакову можно здесь</a>.</p> <div class="st-ist">Ирина Якутенко, <a href="http://www.lenta.ru" target="_blank">Lenta.ru</a></div> <br> <div style="margin-left:10px;color:#575;font-weight:bold;"><a href="http://infonauk.ru/comment_1296645497.html">Оставить комментарий</a></div> Wed, 02 Feb 2011 14:18:17 GMT