В РФ могут быть признаны зарубежные дипломы, ученые степени и звания

Скоро будет принят законопроект, который облегчит процедуру признания зарубежных дипломов, ученых степеней и званий.

В Государственной Думе будет обсуждаться законопроект о признании в РФ иностранного обучения, то есть зарубежных ученых степеней и званий, дипломов. Недавно было проведено заседание двух экспертных групп, направленное на совершенствование «Стратегии – 2020».

Эксперты обсуждали проблемы на тему интернационализации российского образования и привлечение квалифицированных кадров. Как пояснил сопредседатель этой экспертной группы - пока в России показатели интернационализации и включение зарубежных специалистов в работу системного профессионального образования очень маленькие. В высших учебных заведениях России всего 0,25 процентов составляют иностранные преподаватели, тогда как европейские показатели составляют более десяти процентов.

Немало мешает тому, чтобы в ВУЗах России увеличивалось число зарубежных преподавателей является то, что признание зарубежных ученых степеней и званий, а так же дипломов является длительной процедурой. Сегодня весь процесс признания весьма бюрократичен и его длительность составляет несколько месяцев. На упрощение процедуры признания зарубежных дипломов и будет направлен новый законопроект.

По словам директора Департамента международной интеграции Министерства образования и науки Игоря Проценко, планируется не только упростить саму систему признания зарубежных дипломов, но и установить справедливые эквиваленты от сравнивания предметов, часов и.т.п. к оценкам квалификации специалистов, то есть будет оцениваться их компетентность. Будет создан список всех ведущих зарубежных университетов, ученые звания и дипломы которых станут признаваться в РФ в обязательном порядке. В этот перечень войдут двести-триста университетов, а сам список будет утвержден Правительством России.

Список будет сформирован, основываясь на основные критерии отбора ВУЗов. Хотя, выработать определенные и строгие критерии отбора будет довольно сложно. Не все высшие учебные заведения из различных стран мира готовы обсуждать этот вопрос, далеко не все из них готовы контактировать с нашим правительством, обсуждая эту тему. К примеру, в Германии вообще тема лучших ведущих университетов находится под запретом, а в США хоть и имеются пулы ведущих учебных заведений, но вряд ли правительство Штатов согласится обсуждать этот вопрос. Именно по этим причинам список ВУЗов, скорее всего, придется формировать на основе обсуждений, а параметр «критерии» вообще исключить из обсуждения.

Для формирования списка предполагается использовать два основных подхода. Первый подход включает в себя сбор информации о научной и образовательной деятельности учебных заведений, в список будут включены те ВУЗы, которые входят в мировые рейтинги. Второй подход – это отбор тех учебных заведений, которые находятся на территории стран, интересных России с экономической стороны.

Еще одним важным вопросом данного законопроекта является одностороннее признание дипломов и ученых степеней. Все дело в том, что России сформирует список учебных заведений, чьи дипломы, звания и степени будут признаваться в нашей стране. Однако в свою очередь Россия не ставит никаких условий.

Такая позиция России показывает силу и дальнозоркость нашей страны, так считает ректор Российской школы экономики. Этот законопроект был подготовлен по поручению президента РФ Дмитрия Медведева. Он считает, что процесс признания зарубежных дипломов, званий и степеней должен быть в значительной мере упрощен

.

Российские специалисты не испытывают значительных трудностей с признанием своих дипломов и степеней в других странах. Российские граждане учатся в других странах, едут на работу и поступают в аспирантуру за границей. Все дело в том, что многие зарубежные учебные заведения самостоятельно принимают решение о том, соответствует ли данный специалист тем требованиям, которые применяются для своих студентов или аспирантов. В этом, без сомнения, есть свой смысл и рациональное зерно. У всех российских ВУЗов должно быть больше свободы выбора и гибкости, которая позволила бы ведущим высшим учебным заведениям самостоятельно принимать важные и необходимые решения.

В любом случае такой Законопроект России необходим. Однако многих настораживает тот факт, что проблема будет решаться централизовано на государственном уровне, а сами ВУЗы по-прежнему не смогут принимать самостоятельных решений. Ведь для высших учебных заведений очень важно иметь возможность вступать в партнерство с зарубежными образовательными учреждениями. Именно такую позицию высказывает и Ирина Абанкина, которая является директором Института развития образования ВШЭ. Она говорит о том, что российские университеты могли бы сами наладить сотрудничество с зарубежными ВУЗами.

PS: закон подписан Президентом 3/12/2011:
- Текст закона 385-ФЗ см. здесь >>>
- Принят закон о признании в РФ иностранных дипломов и степеней


Платные ВУЗы из-за низкого уровня преподавания могут приравнять к ПТУ

На состоявшейся 23 марта текущего года встрече Президента Д.Медведева с руководителями крупных промышленных предприятий обсуждался вопрос о подготовке инженерно-технических кадров. В среднем ВУЗы выпускают порядка 200 тыс. инженеров ежегодно, но вот их качество оставляет желать лучшего.

По словам Президента во многом это связано с деятельностью платных ВУЗов, которые дают слабое образование и дискредитируют идею университетского диплома. Решить эту проблему, по его мнению, можно путем перевода части платных ВУЗов в профессионально-технические заведения среднего специального образования, т.е. применив формулу платный ВУЗ = ПТУ. Таким образом, и количество «непонятных» высших учебных заведений будет сокращено, и специалисты технических специальностей среднего уровня должны будут удовлетворить потребности экономики в кадрах.

График 1: Число государственных учреждений среднего профессионального образования и число обучающихся студентов в них

Число государственных учреждений среднего профессионального образования
Источник: данные Росстата, составлено Центром Развития

По данным Росстата (см. график), число негосударственных ВУЗов с 2000 по 2009 год увеличилось с 358 до 452 единиц, в тоже время численность обучающихся в них студентов возросла с 470,6 до 1283,3 тыс. чел., т.е. в 3 раза! Число государственных ВУЗов за аналогичный период увеличилось с 607 до 662 единиц, а число студентов в них возросло с 4270,8 до 6135,6 тыс. человек. В системе среднего профессионального образования наоборот число заведений с 2000 по 2009 год сократилось с 2589 до 2564 единиц, а число обучающихся сократилось с 2308,6 до 2052,3 тыс. чел.

График 2: Число государственных и негосударственных ВУЗов и число обучающихся студентов в них

Число государственных и негосударственных ВУЗов и число обучающихся студентов
Источник: данные Росстата, составлено Центром Развития

В действительности основная проблема с качеством образования связана не с платными ВУЗами. В государственных ВУЗах сегодня 54% студентов учится на платной основе и 18% студентов учится в негосударственных ВУЗах. Самое слабое качество как это не парадоксально в филиалах государственных ВУЗов. Практически, 80% филиалов этих ВУЗов обучают студентов на платной основе. В негосударственных ВУЗах как раз заинтересованность большая в качестве обучения. Больше беспокоят филиалы государственных ВУЗов.

Таким образом, чиновники в очередной раз пытаются, решить проблему не разобравшись в ней. На наш взгляд, нужно вводить стандарты образования, проверять качество образования и применять санкции к ВУЗам в случае его низкого качества. А путем перевода платных ВУЗов в ПТУ проблему качества подготовки инженеров, да и выпускников других специальностей не решить!


Бунт молодых мозгов

Больше двух тысяч молодых ученых обратились к президенту России с просьбой разрешить им заниматься наукой. Сейчас вместо того, чтобы проводить эксперименты и совершать открытия, им приходится мучиться с оформлением бесконечного числа бумаг, которые требует наше законодательство. Но даже тонны заявок и отчетов далеко не всегда обес­печивают получение необходимого финансирования, реактивов, оборудования

В научном мире много знаменитых законов — законы Менделя, законы термодинамики (целых три), закон исключенного третьего и так далее. Но самый обсуждаемый среди них — это Федеральный закон № 94. Именно он регламентирует, как должны производить закупку государственные учреждения. К несчастью, к ним относятся и научные исследования. Поставка туалетной бумаги для мэрии и секвенирование генома регулируются одними и теми же правилами.

У нас в стране очень хорошая власть. Она хочет, чтобы плохие люди меньше воровали. И чтоб взяток не брали. Только вот с воп­лощением в жизнь этих желаний как-то не очень.

«Количество формальностей, которые необходимо соблюсти для того, чтобы приобрести тот или иной необходимый реактив или прибор, уже превысило все разумные пределы. Все больше молодых ученых уезжает за рубеж, не считая возможным продуктивно работать в условиях, когда половина времени тратится не на постановку экспериментов, а на беготню с документами», — говорится в письме к президенту, которое подписали более двух тысяч молодых ученых.

— Приведу пример из своих исследований. Чтобы порезать ДНК, нужен специальный фермент. Таких ферментов несколько сотен, каждый из них подходит к определенной последовательности ДНК. Часто цикл «опре­деление последовательности — необходимость в закупке фермента» происходит один раз в неделю, — объясняет мне один из инициаторов письма к президенту Мария Логачева, работающая в Институте физико-химической биологии МГУ. — Но, конечно, раз в неделю фермент купить не удается. Например, сейчас я еду на фирму получать реагент, счет за который был оплачен в начале сентября.

Шесть месяцев явно больше недели. У меня вырывается: «Ужас!» Выясняется, что это еще не ужас.

— Тогда мы просто выписывали счет, и нам его оплачивали из гранта. Но теперь такое невозможно: придется составить техническое задание, всю прочую конкурсную документацию, объявить конкурс — несколько недель! — и только после этого можно будет оплатить его и ждать поставки.

Но и на этом приключения несчастного фермента не заканчиваются. Даже тратя деньги из собственных грантов, нельзя купить именно тот прибор или реактив, который действительно необходим, и у того производителя, в котором уверен. Согласно нормативам, поставщиком становится тот, кто может сильнее «упасть» в цене.

«Я геолог. Хожу по горам и лесам ногами. Покупка обуви по тендеру из моих же хоздоговорных средств превращается в издевательство. Какие параметры ни указывай, все равно вместо горных ботинок купят ботинки для грузчиков, потому что они дешевле. И так во всем», — рассказывает один из подписантов, кандидат геолого-минералогических наук из Уфы Рустем Якупов.

Экономия превращается в абсурд. Представьте, что собрались как-то вместе Стивен Хокинг, Роджер Пенроуз плюс несколько нобелевских лауреатов и решили вдруг провести в Москве научную конференцию о тайнах рождения Вселенной. Им для этого нужна скромная сумма — допустим, 50 тысяч долларов. Одновременно два первокурсника решили, что им не хватает на пиво, и подали заявку на проведение аналогичной конференции, попросив лишь 10 тысяч баксов (ну нельзя же пить бесконечно!).

В соревновании нобелевских лауреатов с похмельными студентами неизбежно выигрывают последние, поскольку запрашиваемая ими сумма меньше, а это намного важнее, чем авторитет в научном сообществе. Если же вдруг кто-нибудь из лауреатов забудет принести одну из нескольких десятков бумажек, то у него вообще нет никаких шансов.

Протесты по этому поводу звучали уже не раз. Но последнее письмо хоть и самое мягкое по стилю, но самое опасное по сути. Пожилые академики с профессорами вряд ли куда-то денутся. А молодые и активные кандидаты с доцентами запросто могут бросить науку или даже страну. Фактически это письмо — ультиматум: либо наше государство обеспечивает нам нормальные условия для работы, либо мы будем работать на другое государство.

Сотрудник Норвежского университета естественных и тех­нических наук Вадим Макаров так комментирует письмо своих российских коллег:

— Я уехал давно и возвращаться в Россию не собираюсь. Могу подтвердить, что в Норвегии я сам решаю, что и где покупать, заказ обычно проходит через бухгалтерию университета за день-два, но если я считаю, что он срочный — имею право отправить заказ поставщику лично и немедленно оплатить кредитной картой. Хоть в полночь в вос­кресенье. Спасибо норвежцам, не зря они хорошо живут.

Григорий Тарасевич, Эксперт.ru

Прыг: 01 02 03