КНИЖНЫЕ ОБЗОРЫ, НОВИНКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Эндаумент-фонды государственных образовательных учреждений

Эндаумент-фонды (фонды целевого капитала) государственных и муниципальных образовательных учреждений: организация деятельности, состояние и перспективы развития: Практическое руководство.
Я.М. Миркин (руководитель проекта), К.Б. Бахтараева, А.В. Левченко, М.М. Кудинова (при участии Т.В. Жуковой). М.: Финансовый университет, 2010. 144 с. ISBN 978-5-7942-0758-3

В практическом руководстве рассматриваются вопросы создания и организации деятельности эндаумент-фондов (фондов целевого капитала), а также состояние и динамика их развития в российской практике. Публикуется в авторской редакции.

Введение

В российской сфере образования за последние годы произошли существенные преобразования как в законодательной базе, так и в практике деятельности образовательных учреждений. Основными векторами развития системы образования стали повышение качества российского профессионального образования, совершенствование механизмов финансирования и управления образовательными учреждениями, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, развитие эффективного рынка образовательных услуг. В результате был принят комплекс важных нормативных правовых актов, создающих правовые и экономические условия для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательных учреждений. Появилась возможность деятельности автономных учреждений, были расширены полномочия бюджетных учреждений, созданы федеральные и национальные исследовательские университеты, получили развитие меры государственной поддержки образования и науки, в том числе на основе механизмов частно-государственного партнерства.

Эндаумент-фонды (или фонды целевого капитала в соответствии с российской терминологией) также стали одним из важных нововведений не только для российской сферы образования, но и для всего некоммерческого сектора.

В сфере образования эндаумент-фонды выступают не только дополнительным источником дохода для бюджетных и частных образовательных учреждений, но и механизмом поощрения наиболее эффективных и конкурентоспособных вузов, позволяющим им развивать стратегические направления образовательной и научной деятельности. Так, за 2007 – сентябрь 2010 гг. для ведущих российских вузов были созданы 23 эндаумент-фонда, совокупный объем активов которых составляет более 1,5 млрд руб. В то же время эндаумент-фонды – это новый, не всегда понятный механизм, воспроизводящий зарубежную практику с многомиллиардными вузовскими эндаументами и благотворительной отраслью в российских условиях, где только начинает формироваться культура благотворительности.

В этой связи возникла необходимость для освещения ключевых вопросов создания и функционирования эндаумент-фондов, знакомство с которыми позволит получить базовое представление об эндаумент-фонде и этапах его создания в российских условиях.

В настоящем практическом руководстве рассматривается конструкция эндаумент-фонда (фонда целевого капитала) в сфере образования в российской и зарубежной практике, анализируется состояние и динамика развития российской отрасли эндаументов в образовании, раскрывается технология создания и управления эндаумент-фондом российского образовательного учреждения. Практическое руководство также содержит комплект типовых документов по созданию и организации деятельности эндаумент-фонда образовательного учреждения.

Настоящее практическое руководство ориентировано на государственные и муниципальные образовательные учреждения, что объясняется наличием ряда ограничений и спецификой деятельности таких учреждений, обусловленных их организационно-правовым статусом. В этой связи в практическом руководстве не рассматриваются вопросы, связанные с механизмом создания целевого капитала, когда некоммерческая организация – собственник целевого капитала – не является специализированной организацией управления целевым капиталом и является единственным получателем дохода от целевого капитала, так как государственные и муниципальные учреждения (и иные образовательные учреждения, действующие в организационно-правовой форме учреждения) не могут выступать собственниками целевого капитала.

Если иное не указано дополнительно, то все рассматриваемые вопросы в практическом руководстве относятся к учреждениям высшего профессионального образования, так как в настоящее время практика создания эндаументов в российской сфере профессионального образования ограничена вузовскими эндаумент-фондами. В практическом руководстве не рассматриваются вопросы организации фандрайзинга, а также организации работы эндаумент-фонда (или вуза) с выпускниками и жертвователями. В разделах, посвященных российской практике деятельности эндаументфондов, понятия «эндаумент-фонд», «эндаумент», «фонд целевого капитала» (или «фонд») используются как равнозначные и взаимозаменяемые. Основными источниками информации при подготовке практического руководства выступали российские нормативные правовые акты (доступ через справочно-правовую систему «КонсультантПлюс»), данные официальных сайтов российских и зарубежных образовательных учреждений, российские и зарубежные монографии и публикации.

Практическое руководство подготовлено в рамках выполнения проекта «Разработка и апробация методического обеспечения внедрения современных механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП) в профессиональном образовании, включая предложения по нормативному правовому обеспечению их внедрения» (заказчик – Министерство образования и науки Российской Федерации, исполнитель – Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2008–2010 гг.).

Читать/скачать весь текст книги: здесь pdf (1.1 mb) >> или здесь >>
(После нажатия ссылки откроется диалоговое окно. Чтобы читать книгу сразу с монитора нажмите "открыть", чтобы сохранить у себя на компьютере и прочитать потом, нажмите "сохранить")
Источник: Миркин.ru

Образовательный коллапс

Образовательный коллапсОбразование в России стало массовым и низкокачественным. Благодаря, с одной стороны, стремлению молодежи получить диплом о высшем образовании любой ценой, и, с другой стороны, росту бюджетного финансирования российских вузов, которые далеко не всегда способны предоставить качество подготовки, соответствующее требованиям современного рынка. К таким выводам пришли участники пленарного круглого стола на тему «Актуальные проблемы образования», прошедшего в рамках годовой тематической конференции Новой Экономической Ассоциации «Образование, наука и модернизация».

Финансирование образования: и лечит, и калечит

Годовая тематическая конференция Новой экономической ассоциации состоялась в конце декабря прошлого года. В период кризиса российские вузы были максимально защищены от его негативного воздействия мощным щитом госфинансирования, отметила директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. Так, число подведомственных Рособразованию организаций за последние годы сократилось всего на три единицы. В период с 2004 по 2010 г. бюджетное финансирование вузов росло, подтвердила директор Центра экономики непрерывного образования АНХ при Правительстве РФ Татьяна Клячко, причем существенно. В номинальном выражении расходы выросли в 4,5 раза, реально — примерно в три раза (см. граф. 1).

График 1. Объем бюджетного финансирования высшего образования

Объем бюджетного финансирования высшего образования
Источник: презентация доклада Татьяны Клячко

Между тем, по словам Ирины Абанкиной, в ходе прошлого десятилетия происходило формирование вузов-гигантов, которые концентрировали на себе основной массив бюджетного финансирования. В экономическом позиционировании вузов сложилась резкая поляризация вузов (см. диагр. 1).

Диаграмма 1. Рейтинг вузов регионов России, подведомственных Рособразованию

Рейтинг вузов регионов России, подведомственных Рособразованию

Источник: Презентация доклада Ирины Абанкиной

Большую часть ресурсов стягивают на себя две российские столицы — Москва и Сакнт-Петербург. Объем рынка платных образовательных услуг с учетом скрытых доходов составляет, по оценке Татьяны Клячко, 300 млрд руб, из них 60 млрд руб. приходится на Москву.

Однако этот финансовый поток не привел к изменению позиций российских вузов в международных рейтингах, в которых свои позиции теряют даже лидеры российского образования, отметила Ирина Абанкина. Усиленное финансирование и не могло дать суперрезультатов, заметила она, ведь «деньги не завязаны на результат, на ожидаемые достижения». В этих условиях не стоит ждать развития кадрового потенциала и научных программ, заключила эксперт. Система образования получила бюджетные деньги в обмен на падение качества образования, которое стало массовым и не слишком качественным, согласна Татьяна Клячко. Кроме того, приток средств, по ее мнению, помог ряду вузов раздуть сеть филиалов. Однако в ближайшие годы она начнет сжиматься, прогнозирует директор ЦЕТО АНХ, просто под влиянием демографических факторов. В том же направлении будет действовать и наметившийся с 2007 г. рост спроса на платное заочное негосударственное образование и снижение спроса на платное очное образование.

Эндаумент — не панацея

Сегодня в ведущих вузах начинает работать система корпоративных финансов на основе многоканального финансирования, отметила проректор по науке Финансового университета Марина Федотова. По ее оценкам, 60% средств бюджетов вузов составляют госсредства, 40% поступают из внебюджетных источников. В сфере высшего образования, отметила представитель Финансового университета, началось формирование механизмов ГЧП, постепенно развивается институт эндаумента. Тенденция такова, полагает эксперт, что ведущие вузы, создавая фонды целевого капитала, уже начинают получать существенные доходы.

Этот процесс не так однозначен, полагает первый проректор МИСиС Наталья Третьяк. В практике организации такой работы приходится сталкиваться и с низким уровнем готовности бизнеса к подобной работе, и с недостатком опыта организации необходимых коммуникаций в самих вузах.

Что касается эндаументов, надо учесть, сказала Татьяна Клячко, что они и на Западе обеспечивают лишь часть средств университетов, причем не самую существенную. В среднем на этот источник приходится не более 10% доходов даже в ведущих западных университетах. Впрочем, тут же оговорилась Татьяна Клячко, процент проценту — рознь, например, эндаумент Гарварда дает доходов на 357 млрд долл.

Новые потребности — старая система

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов уверен, что рост доходов вузов вообще прекратился. И это объясняется отсутствием роста платы за обучение с одной стороны, (см. диагр. 2), и низкой долей доходов университетов от проведения научных исследований, которая никогда не превышала 6%, а в последние годы опустилась до 4%.

Диаграмма 2. Рост доходов российских вузов

Рейтинг вузов регионов России, подведомственных Рособразованию

Источник: презентация доклада Ярослава Кузьминова

Отсутствие эффективного регулирования со стороны государства способствует, полагает ректор ВШЭ, воспроизводству вузами устаревшей структуры «советских» специальностей, в том числе для фактически умерших в нашей стране отраслей экономики. Это, впрочем, соответствует слепому спросу многих семей, грезящих о месте менеджера для своего отпрыска, хотя сегодня спрос на этих работников уже не столь велик. Предприятиям нужны квалифицированные рабочие и другие исполнители — дефицит кадров по этим специальностям достигает 60%. Парадокс в том, отметил ректор ВШЭ, что в России не хватает инженеров, а также квалифицированных экономистов и юристов. Между тем, именно по этим специальностям в нашей стране обучается ежегодно больше студентов, чем во многих странах мира. Объяснение этому парадоксу, вероятно, в том, что работодателей не устраивает качество дипломированных специалистов. Несмотря на явное несоответствие получаемых знаний рыночным требованиям, высшее образование не теряет своей ценности в обществе, подчеркнул Ярослав Кузьминов. Обладание вузовским дипломом стало социальным стандартом. Показательно в этом отношении поведение работодателей, которые зачастую просто опасаются брать на работу людей из ПТУ. Стремление получить высшее образование, полагает ректор ВШЭ, рационально, ведь средняя школа сегодня не дает элементарных необходимых знаний.

Молодежь верит в светлое будущее, которое открывает корочка диплома. В 2008 г. 74% опрошенных в ходе обследования ВШЭ-ФОМ сказали, что высшее образование нужно им для того, «чтобы найти хорошо оплачиваемую работу», 45%, — «чтобы стать специалистом, который везде нужен». При этом примерно 70% работодателей считают, что выпускники вузов, поступившие к ним как специалисты высшей квалификации, нуждались в дополнительном обучении.

Нынешние тенденции в развитии системы российского образования чреваты серьезными последствиями, прогнозирует Ярослав Кузьминов. Отложенный шок «номер один», по его мнению, связан с перспективой повышения доли «неграждан» на российском рынке труда до 20%. В реальных условиях это означает низкую производственную и исполнительскую культуру, что закроет перспективы восстановления конкурентоспособности в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Второй шок — нарастание социальной напряженности у молодых поколений, надеждам которых на благополучную жизнь менеджера не суждено сбыться.

И, наконец, третий отложенный шок — техногенные катастрофы, опасность которых продолжает нарастать.

Перейдя к ответу на вопрос «что делать?», ректор ВШЭ отметил, что не видит возможности реализовать лозунг «перевести всех в ПТУ». Более продуктивным, на его взгляд, может быть введение института прикладного бакалавриата. Подобная система, по мнению Кузьминова, позволит устранить «псевдовузы», сохранив доступ к высшему образованию для всех. Два года студент получает академическую подготовку, а затем за год осваивает прикладные дисциплины, причем, что особенно важно, оставаясь погруженным в университетскую среду. Перспективу имеет лишь то высшее образование, на которое есть спрос на рынке труда. В том числе это относится и к специалистам инженерных специальностей. По мнению ректора ВШЭ, целесообразно расширить финансирование вузов, готовящих действительно востребованных рынком специалистов, сократив при этом план приема в них на 50%. Учиться в инженерных вузах должно быть престижно, заключил Ярослав Кузьминов.

Но важно также и обеспечить будущим инженерам возможность найти применение своим знаниям и умениям на родине, а не за рубежом, где — пока еще — с радостью принимают российских выпускников ведущих вузов.

Ирина Ильинская, Opec.ru

Наиболее значимые научные исследования в 2010 году

Предлагаем Вашему вниманию обзор «десятки» выдающихся достижений науки в 20010 году по версии журнала Science, подготовленный программой "Гранит науки" радиостанции "Эхо Москвы".

«Хит-парад» 2010 года по версии Гранита науки приводит научные достижения исключительно в хронологическом порядке, по мере появления публикаций о них в рецензируемых журналах.

В феврале журнал Nature опубликовал работу сотрудника Института Космических Исследований РАН и одновременно Института Астрофизики Макса Планка в Гархинге (Германия) (Max Planck Institute for Astrophysics in Garching, Germany) Марата Гильфанова, а также его аспиранта Акоша Богдана (Ákos Bogdán) из того же института Макса Планка, в которой на основании наблюдений рентгеновской обсерватории Чандра (Chandra X-ray Observatory) показано, что наиболее вероятной причиной взрывов многих сверхновых Iа типа может быть слияние двух белых карликов. Такой сценарий, альтернативный общепринятой гипотезе, ранее предсказывался самим Гильфановым.

В конце марта в том же Nature опубликована статья о новой линии древнего человека, который жил на Алтае 40 тысяч лет назад. Останки так называемого человека из пещеры Денисова были найдены российскими археологами под руководством академика Анатолия Деревянко и Михаила Шунькова, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. Молекулярно-генетическая экспертиза древних костей проведена известным палеогенетиком-эволюционистом Сванте Пээбо (Svante Pääbo) с коллегами из Института Эволюционной Антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology in Leipzig, Germany). По данным этого анализа, один миллион лет назад человек из пещеры Денисова имел общего предка с неандертальцами и современными людьми. Спустя месяц, в начале мая в журнале Science группа Сванте Пээбо представила данные, свидетельствующие о генетическом присутствии неандертальцев в современном человеке европейского и азиатского, но не африканского происхождения.

Центральное событие года – реализация искусственного генома одной бактерии в клетке другой бактерии, которая в результате начала жить по новым, навязанным привнесенным геномом, правилам. Это было сделано в Институте Крейга Вентера (J.Craig Venter Institute) в Мериленде и стало краеугольным камнем синтетической биологии. Статья о синтетическом геноме была опубликована в конце мая в Science, и те же авторы в октябре сообщили о созданном ими искусственном геноме митохондрии мыши. Клеточные структуры митохондрии являются энергетическими фабриками клетки и имеют собственную ДНК. Умение создавать синтетический митохондриальный геном поможет в изучении природы широкого круга тяжелых заболеваний, которые называются митохондриальными.

Дальше в нашем списке знаменательных научных событий года следуют лауреаты престижных международных наград, имеющие российское происхождение. В августе Международный Математический Союз (International Mathematical Union) объявил об очередном присуждении высшей награды в мире математики, медали Филдса (Fields Medal), среди лауреатов – Станислав Смирнов, уроженец Санкт-Петербурга, работающий в Университете Женевы. Нобелевскую премию по физике получили ученики российской научной школы, работающие в Манчестере создатели нового углеродного материала графена Андре Гейм и Константин Новоселов.

В самом конце года было еще два знаменательных события: было показано стабильное удержание атомов антиматерии, антиводорода, в магнитной ловушке и выявлены бактерии, способные использовать в жизненно важных молекулах вместо привычного землянам фосфора ядовитый для всего живого мышьяк.

Марина Аствацатурян, Эхо Москвы

Прыг: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Скок: 10 20