Инженер - профессия будущего

Массовое высокотехнологичное производство привело к тому, что доля инженерного труда в создании продукции превышает долю труда рабочего. Система подготовки инженерных кадров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике, уверен главный редактор журнала Scientific Israel Олег Фиговский.

За последние десятилетия в развитых странах существенно снизился интерес молодежи к инженерным профессиям и желание участвовать в развитии новых и переспективных направлений науки и техники. Референтными группами стали адвокаты, бизнесмены, менеджеры, представители отдельных медицинских специальностей и др. Представители инженерных специальностей в этом перечне не значатся.

Результатом этого стало то, что на естественнонаучные и инженерные специальности университетов поступает значительное количество тех, кто по среднему баллу не смог пройти на престижные в настоящее время факультеты и специальности. Желающих созидать меньше, чем управлять, торговать, быть адвокатами, артистами, топ-моделями или банковскими служащими. Происходит «перекачка» существенной части талантливой молодёжи в непроизводственные сферы, что ослабляет научный, инженерный и изобретательский потенциал общества.

К примеру, в процентном соотношении в Израиле наибольшее в мире количество адвокатов на душу населения. И все равно желающих учиться именно на юридических факультетах меньше не становится. Похожая ситуация в современной России, где быть инженером, технологом или ученым абсолютно непрестижно и даже антипрестижно. Сложившаяся ситуация требует разворота правительственных структур, средств массовой информации и научно-технических общественных организаций в сторону повышения престижа естественнонаучных и инженерных специальностей.

Профессия будущего

Совершенствование существующих и разработка множества новых научно-технических направлений происходит в условиях всё нарастающего усложнения технических объектов и технологий. Это приводит к увеличению интеллектуальных и материальных затрат на прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, успешность проекта в значительной степени определяется качеством его исполнения и квалификацией исполнителей.

В разработке и реализации нововведений всегда принимают участие учёные и инженеры. Если инновационный проект связан с созданием приборов и оборудования, то к составу исполнителей добавляются высококвалифицированные рабочие. Деятельность инженера — это креативное приложение научных принципов к планированию, созданию, управлению, эксплуатации, руководству или работе систем, которые должны улучшать нашу повседневную жизнь.

Инженерный труд — самостоятельный вид трудовой деятельности, отличающийся от деятельности научных работников и рабочих. В триаде учёный–инженер–рабочий, необходимой для продолжения научно-технического прогресса, именно инженер является центральной фигурой научно-технического прогресса.

Глобальная экономика ещё более усилит конкуренцию и, как следствие, быструю сменяемость технологий во всех сферах человеческой деятельности. Для поддержания конкурентоспособности разрабатываемой продукции в настоящее время и в будущем, инженеры должны обладать высоким уровнем квалификации, инновационного мышления, профессиональной мобильности и соответствующей мотивацией.

Назрела необходимость в общественном признании важности инженерной деятельности и в изменении принципов, методов и подходов, касающихся построения системы инженерного образования.

Инженер, это кто?

Способностью мыслить человек обязан матери-природе так же мало, как и богу-отцу. Природе он обязан мозгом — органом мышления. Умение же мыслить является продуктом воспитания и образования, нормальным результатом развития нормального в биологическом отношении мозга. В этом контексте немецкий философ Карл Ясперс сказал: «Большинство людей думать не умеют, потому что чихать и кашлять человек может с рождения, а думать его надо учить». Освоение операций мышления должно происходить в процессе повседневного учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного уровня путём решения учебных и практических задач в области точных наук, логики, психологии, техники и так далее.

Из всего многообразия требований к инженерам вообще, и к инновационным инженерам в особенности, основными следует считать развитый механизм принятия технических решений на изобретательском уровне, способность находить необходимую информацию и самообучаться. Именно эти качества являются базовыми для продуктивной трудовой и творческой деятельности инженера в качестве исполнителя.

В каждой из развитых стран существует система предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. Такие системы реализуются в каждой стране национальными, как правило, неправительственными профессиональными организациями — инженерными советами, имеющими в своем составе органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов. Наиболее авторитетной в Соединенных Штатах и во всем мире профессиональной организацией, занимающейся оценкой качества инженерных образовательных программ в университетах, является АВЕТ — Accreditation Board for Engineering and Technology USA (Совет по аккредитации в области техники и технологий). В критериях АВЕТ, определяющих модель инженера, сформулированы обязательные общие требования к выпускникам университетов, освоившим инженерные программы, среди прочего предполагающие наличие таких компетенций как умение работать в коллективе по междисциплинарной тематике и эффективно общаться. Похожие и дополнительные требования к квалификации инженера существуют в аналогичных перечнях национальных советов других стран.

В перечне изучаемых дисциплин большинства колледжей и университетов отсутствуют предметы, обучающие студентов инженерных специальностей основным умениям инновационного инженера. Это связано с дефицитом учебных часов и сложившейся системой обучения. А потому студенты с развитым мышлением, приученные к интердисциплинарному восприятию изучаемых предметов — это особый ресурс страны. Именно такие «незаторможенные» студенты становятся инновационными инженерами, востребованными всюду, где необходимо решать «нерешаемые» задачи. Например, в такой организации как DARPA — Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (США). Этой структуре, к примеру, требуются инженеры, для того, чтобы создать костюм, обеспечивающий защиту от вражеского огня и плохой погоды, излечивающего раны и на порядок увеличивающего возможности человека; сделать бойца и технику невидимыми для противника во всех диапазонах электромагнитного спектра и при этом видеть противника во всех диапазонах сразу и т.д.

США в настоящее время резко меняют своё отношение к образованию и профессиональной ориентации школьников. Это является составной частью государственной политики обеспечения готовящегося нового прорыва в науке и технологиях. Планы администрации представлены в выступлении Президента США Барака Обамы 27 апреля 2009 г. на ежегодном собрании американской Национальной академии наук. Им, в частности, сказано: «...Я также хочу, чтобы мы все думали о новых творческих подходах к вовлечению молодежи в науку и инженерное дело, будь то фестивали науки, соревнования роботов, выставки, побуждающие молодых людей придумывать, конструировать, изобретать — чтобы быть создателями вещей, а не только их потребителями».

Для этого необходимы творческие способности, а также профессиональная мобильность, которые должны быть выпестованы системой образования. Профессиональная мобильность — это способность и готовность специалиста достаточно быстро и успешно адаптироваться к новым технологическим условиям путём освоения новой техники и технологий, приобретать недостающие знания и умения, а также способность переключаться на другой вид деятельности. Подготовка кадров столь высокой квалификация требует с одной стороны, существенных изменений в методиках обучения, а с другой — такого повышения престижа профессии, которого сегодня реально не наблюдается практически ни в одной стране мира.

Олег Фиговский, Opec.ru


Германский опыт борьбы с плагиатом

Разоблачения германских политиков в откровенном плагиате не стали незамеченными и для немецких университетов. Преподаватели сегодня проводят серьезную профилактическую работу со своими студентами. Будущие же кандидаты наук учатся постигать простые истины: списывать-то, оказывается нельзя!

В мире бурно развивающихся информационных технологий все чаще появляются сообщения по поводу того, что некто разоблачен в очередном плагиате. Не успел умолкнуть скандал с немецким политиком цу Гуттенбергом, как в середине июня аналогичная коллизия случилась с госпожой Сильваной Кох-Мерин. Эта дама представляла определенные политические силы в Еропарламенте, но Гейдельбергский университет лишил ее звания политика вследствие использования ею материалов, отдающим настоящим плагиатом.

Для граждан Германии обвинения в плагиате некоторых политиков уже стали привычными. Недавно в прессу проникла информация о том, что слен СвДП господин Хатцимаркасис не дал в своей кандидатской работе ссылки на реальные источники.

При этом кандидатская диссертация Хатцимаркасиса была им успешно защищена в 2000-м году в Боннском университете. Однако интернет-ресурс VroniPlag от Wiki обличил этого человека в плагиате. Ресурс этот работает по тому же принципу, что и Википедия – любой желающий может опубликовать необходимые данные. Так вот VroniPlag «заметил», что более 20% работы Хатцимаркасиса представляет собой откровенный плагиат с других ресурсов и источников.

Кстати, Хатцимаркасис сам решил создать специальную комиссию для проверке материалов его работы. После того как был отставлен со своего поста министр обороны ФРГ Карл цу Гуттенберг, многие другие политики попали под пресс искателей плагиата. В научной недобросовестности обвиняются сразу несколько человек германской политической верхушки.

Спокойствие, только спокойствие

Студентов в городе Бонн такая шумиха вокруг ученых званий серьезных политиков, особо, похоже, не беспокоит. Люди говорят о том, что если человек не списывал в своей жизни, то и обвинений ему бояться нечего. Пусть боятся те, кто сам идет на плагиат. Многие студенты после скандала с плагиатом стали внимательнее относиться к оформлению цитат со ссылками на внешние источники.

Студент факультета востоковедения Сюмейра полностью согласен с такими выводами. Ведь он еще на первом курсе осознал то, что им объяснили преподаватели: списывать – это незаконно. "Если вскоре начнутся проверки всех сданных студенческих работ, то такая практика будет слишком жесткой", - считает Сюмейра.

Многие студенты искренне волнуются, ведь, получается, что вводя в работу цитату, ее оформлению нужно отдавать слишком повышенное внимание, чтобы не стать плагиатором. Одна из студенток говорит, что теперь ей приходится контролировать буквально каждое слово, и терять из-за этого уйму времени, которое по-настоящему драгоценно для студента.

Проверка на "вшивость"

Плагиат в некоторых работах высокопоставленных германских политиков – это один из самых громких, однако совсем не первый скандал в вузах Германии. Так в 2009 году прошла информация, что почти 100 профессоров набирали в аспирантуру таких соискателей на присвоение степени кандидата или доктора, которые не соответствовали требованиям университета. За эту услугу профессорский состав получал в качестве вознаграждения внушительные суммы.

В большом списке провинившихся вузов Германии оказался университет Мюнстерский университет. Сегодняшний проректор вуза Марианна Равенштейн утверждает, что описанные случаи – редкое исключение. По ее словам еще в 2007 году в университете было установлено специальное программное обеспечение, которое выявляло наличие плагиата в работах студентов. Поэтому преподаватели требовали сдачи работы не только в печатном или рукописном, но и в электронном варианте.

Лекарство от излишней неуверенности

Так администрация Боннского университета призадумалась по поводу того, как защитить науку от откровенной халтуры. Сегодня многие профессора уже не доверяют обычной проверке работ, а используют, в том числе, и так называемые антиплагиаторы. В связи с внедрением в учебный процесс такого рода программного обеспечения количество «халтурных» работ резко сократилось. Студенты и аспиранты уже реже прибегают к помощи Интернета с целью банального копирования данных с других источников.

Зачем нужна научная степень

Если раньше невозможно было без степени строить свою научную карьеру, то сегодня она рассматривается скорее как приятное дополнение к существующей профессии.

Научная степень может позволить претендовать на высокую зарплату, а также на быстрое повышение. Только вот к науке это уже никакого отношения не имеет.


А диссертацию можно и купить!

Германский бизнесмен сегодня продает научные работы за большие деньги. Его девиз: не имей ученую степень, а имей в кармане 5 тысяч евро.

"На этот раз это либо бакалаврская, либо магистерская работа? И вам совсем не будет лишней помощь? Чаще всего, это так. А иначе зачем вы сюда пришли?" Именно такой шквальный опрос обрушивается на человека, посетившего сайт международной компании AWI AG. Фирма, предоставляющая услуги по написанию так называемых выпускных работ, также научных текстов, основана еще 8 лет назад в Германии. Сейчас штаб-квартира AWI AG находится в швейцарском Цюрихе.


Научный труд по карману

Томас Немет руководит этой компанией. На нее работают уже около 300 так называемых "литературных рабов" или гострайтеров. Немет покуривает тонкие сигареты и поправляет часы Rolex на руке. Ученой степени этот господин не носит. Томас Немет по основному образованию философ и рассуждает таким образом: "Можно самому иметь ученую степень и дыру в кармане, а можно такой степени не иметь, но на ней хорошо зарабатывать.

Авторы, которые пишут статьи, скетчи, книги и диссертации за других лиц, как правило, предпочитают «не высовываться». Сегодня это можно назвать еще одним главным правилом заключения договора с клиентом. Господин Немет весьма охотно дает интервью. Почему? Возможно потому, что Немет сам больше не пишет, а лишь руководит всем процессом.

"Даже плохая реклама остается рекламой", - говорит Немет с нарочито саксонским акцентом. По его словам годовой оборот его фирмы сегодня составляет более миллиона евро. А сеть контактов фирмы выходит далеко за пределы Швейцарии. Его "наемные трудяги" живут и в Германии, и Австрии, и Венгрии, и в Люксембурге. Более 90% всех существующих заказов обеспечивают фирме немецкие клиенты.

Нужно отметить, что с того момента, когда произошло основание фирмы, было создано и реализовано около 5 тысяч(!) академических трудов. Сегодня чтобы заказать, к примеру, курсовую или так называемую дипломную работу, достаточно прислать запрос на электронный почтовый ящик. Немет говорит, что чаще всего к ним обращаются студенты и учащиеся юридического, экономического или медицинского факультетов. Однако, как подчеркивает Немет, полностью завершенных работ его компания почти не поставляет. При поступлении запроса на написание диссертации компании придется отклонить его, иначе она нарушает закон. Чтобы войти в правовое поле, компания предоставляет более ста страниц по предложенной тематике. При этом стоимость диссертации может достигать в переводе на российскую валюту более 2-х миллионов рублей!

50000 евро – и ты кандидат

Клиент компании сам несет ответственность за то, каким образом он будет использовать предоставленный материал. В колоде господина Немета это настоящий правовой козырь. Немет говорит, что он человек доверчивый и не собирается проверять каждого клиента компании на добросовестность. Именно поэтому никаких официальных продаж диссертаций не существует. Речь в этом случае идет о реализации так называемых заготовок. Качественная «заготовка» порой оценивается в 50 тысяч евро. А бывают и такие материалы, которые Немет не собирается продавать дешевле сотни тысяч. Можно себе представить, с какими клиентами сотрудничает агентство этого человека.

По понятным причинам услуги господина Немета долгое время не потеряют актуальности, ведь забот у студентов хватает, а работу нужно защищать в определенное преподавателем время. Поэтому труд гострайтеров сегодня пользуется большой популярностью во всем мире, а не только в Европе.


Прыг: 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15
Скок: 10 20