Айзек Азимов о самообразовании и креативности в обучении

Что связывает фантастику и принципы самообразования будущего? В 1988 году Билл Майерс взял интервью у легендарного фантаста Айзека Азимова — одного из самых ярких футуристов современности. Писатель делится своими мыслями о науке, компьютерах, религии, росте населения и Вселенной, а также рассказывает о силе самообразования, любопытства и обязательного привлечения креативности в процесс обучения с самого начала.

Азимов предсказывает рождение не только интернета, но и многих популярных ресурсов: от «Википедии» до Quora, а также угадывает многие концепты — например, понятие когнитивного излишка, обозначающее, что достижения технологий освобождают больше времени на креативное мышление.

«Однажды компьютеры появятся в каждом доме, они вместят в себя огромные библиотеки, где каждый сможет задать любой вопрос и получить на него ответ, найти нужные материалы и узнать то, что интересно в данный момент, каким бы глупым это ни казалось для кого-то другого».

«Ты можешь искать информацию сам, находясь у себя дома, со своей скоростью, в собственном направлении, в удобное тебе время. Вот тогда каждый будет получать удовольствие от обучения. Сейчас то, что мы называем обучением, принудительно. Все в классе должны учить одно и то же, в один день, на одной скорости. Но ведь все люди разные!»

«Компьютеры и машины не дегуманизируют обучение — на самом деле, это лишь новый подход к обучению. Мне кажется, что благодаря этим технологиям мы впервые сможем быть один на один с информацией».

«Наука не обеспечивает истиной, наука — лишь механизм. Это попытка улучшить знания об окружающем мире. Это система для проверки ваших идей о вселенной и способ понять, верны ли они».

В сборнике «Блуждающий разум» представлено 62 познавательных эссе на самые разнообразные темы: от креационизма до цензуры и философии науки, в которых Азимов с поразительной точностью предсказывает развитие технологий будущего, а также множество споров, вспыхнувших вокруг таких тем, как клонирование и использование стволовых клеток.

См. также:
- Клэй Ширки: Когнитивный излишек способен изменить мир
- Книги Айзек Азимова в Озоне
- Книга в Амазоне - Issac Asimov, The Roving Mind


Источники: Оригинал на английском, перевод Алиса Шмакова


В РФ могут быть признаны зарубежные дипломы, ученые степени и звания

Скоро будет принят законопроект, который облегчит процедуру признания зарубежных дипломов, ученых степеней и званий.

В Государственной Думе будет обсуждаться законопроект о признании в РФ иностранного обучения, то есть зарубежных ученых степеней и званий, дипломов. Недавно было проведено заседание двух экспертных групп, направленное на совершенствование «Стратегии – 2020».

Эксперты обсуждали проблемы на тему интернационализации российского образования и привлечение квалифицированных кадров. Как пояснил сопредседатель этой экспертной группы - пока в России показатели интернационализации и включение зарубежных специалистов в работу системного профессионального образования очень маленькие. В высших учебных заведениях России всего 0,25 процентов составляют иностранные преподаватели, тогда как европейские показатели составляют более десяти процентов.

Немало мешает тому, чтобы в ВУЗах России увеличивалось число зарубежных преподавателей является то, что признание зарубежных ученых степеней и званий, а так же дипломов является длительной процедурой. Сегодня весь процесс признания весьма бюрократичен и его длительность составляет несколько месяцев. На упрощение процедуры признания зарубежных дипломов и будет направлен новый законопроект.

По словам директора Департамента международной интеграции Министерства образования и науки Игоря Проценко, планируется не только упростить саму систему признания зарубежных дипломов, но и установить справедливые эквиваленты от сравнивания предметов, часов и.т.п. к оценкам квалификации специалистов, то есть будет оцениваться их компетентность. Будет создан список всех ведущих зарубежных университетов, ученые звания и дипломы которых станут признаваться в РФ в обязательном порядке. В этот перечень войдут двести-триста университетов, а сам список будет утвержден Правительством России.

Список будет сформирован, основываясь на основные критерии отбора ВУЗов. Хотя, выработать определенные и строгие критерии отбора будет довольно сложно. Не все высшие учебные заведения из различных стран мира готовы обсуждать этот вопрос, далеко не все из них готовы контактировать с нашим правительством, обсуждая эту тему. К примеру, в Германии вообще тема лучших ведущих университетов находится под запретом, а в США хоть и имеются пулы ведущих учебных заведений, но вряд ли правительство Штатов согласится обсуждать этот вопрос. Именно по этим причинам список ВУЗов, скорее всего, придется формировать на основе обсуждений, а параметр «критерии» вообще исключить из обсуждения.

Для формирования списка предполагается использовать два основных подхода. Первый подход включает в себя сбор информации о научной и образовательной деятельности учебных заведений, в список будут включены те ВУЗы, которые входят в мировые рейтинги. Второй подход – это отбор тех учебных заведений, которые находятся на территории стран, интересных России с экономической стороны.

Еще одним важным вопросом данного законопроекта является одностороннее признание дипломов и ученых степеней. Все дело в том, что России сформирует список учебных заведений, чьи дипломы, звания и степени будут признаваться в нашей стране. Однако в свою очередь Россия не ставит никаких условий.

Такая позиция России показывает силу и дальнозоркость нашей страны, так считает ректор Российской школы экономики. Этот законопроект был подготовлен по поручению президента РФ Дмитрия Медведева. Он считает, что процесс признания зарубежных дипломов, званий и степеней должен быть в значительной мере упрощен

.

Российские специалисты не испытывают значительных трудностей с признанием своих дипломов и степеней в других странах. Российские граждане учатся в других странах, едут на работу и поступают в аспирантуру за границей. Все дело в том, что многие зарубежные учебные заведения самостоятельно принимают решение о том, соответствует ли данный специалист тем требованиям, которые применяются для своих студентов или аспирантов. В этом, без сомнения, есть свой смысл и рациональное зерно. У всех российских ВУЗов должно быть больше свободы выбора и гибкости, которая позволила бы ведущим высшим учебным заведениям самостоятельно принимать важные и необходимые решения.

В любом случае такой Законопроект России необходим. Однако многих настораживает тот факт, что проблема будет решаться централизовано на государственном уровне, а сами ВУЗы по-прежнему не смогут принимать самостоятельных решений. Ведь для высших учебных заведений очень важно иметь возможность вступать в партнерство с зарубежными образовательными учреждениями. Именно такую позицию высказывает и Ирина Абанкина, которая является директором Института развития образования ВШЭ. Она говорит о том, что российские университеты могли бы сами наладить сотрудничество с зарубежными ВУЗами.

PS: закон подписан Президентом 3/12/2011:
- Текст закона 385-ФЗ см. здесь >>>
- Принят закон о признании в РФ иностранных дипломов и степеней


КНИЖНЫЕ ОБЗОРЫ, НОВИНКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ

О загадке Перельмана в книге Маши Гессен - "Совершенная строгость"

В России вышел перевод книги "Совершенная строгость". Журналистка Маша Гессен исследует феномен Григория Перельмана, опираясь на многочисленные интервью со знавшими его людьми.

Григорий Перельман стал знаменит как футболист или актер Голливуда. Конечно, не потому, что решил "задачу тысячелетия". Ее вообще понимают лишь немногие из избранных. И тем не менее его узнали даже те, кто путается в таблице умножения. Отказаться от премии в миллион долларов, уйти из науки, жить на пенсию матери в маленькой квартире на окраине Санкт-Петербурга, никому ничего не объясняя... Все попытки достучаться до ученого, чтобы понять его странную логику, закончились ничем. Итог? Сегодня, по многочисленным опросам, Перельман - это гений с другой планеты. У нас так не поступают. На том собственно о Перельмане и забыли. Даже папарацци, обложившие его дом и все подходы к нему, покинули свои посты.

Маша Гессен делает серьезную попытку разобраться в феномене Перельмана. Ее дотошности надо отдать должное. В России, США, Израиле она добралась, наверное, до каждого, кто согласился хотя бы что-то сказать о Перельмане. Искала ответы на три вопроса. Как в СССР мог появиться такой феномен? Почему после своего триумфа он ушел из математики и порвал связи с внешним миром? Почему отказался от миллиона?

Говорят, что гениями рождаются. Увы, все не так просто. Далеко не каждый, получивший от природы удивительный дар, реализует его по максимуму. Дар - условие необходимое, но отнюдь не достаточное. Особенно в СССР, да еще с фамилией Перельман. Да, он окончил известную физматшколу, занимался в знаменитом математическом кружке Сергея Рукшина, побеждал на олимпиадах. Но этого мало. Он мог так и остаться очередным очень талантливым математиком. Если бы не ангелы-хранители. Его школьные учителя и ученые, которые передавали вундеркинда из рук в руки. Им пришлось преодолеть массу барьеров, чтобы Гриша стал студентом мехмата Ленинградского университета. А для поступления в аспирантуру Математического института им. Стеклова потребовалась настоящая операция, в которой участвовало все математическое сообщество Ленинграда. В те годы его возглавляли люди, "гордившиеся, что их институт свободен от евреев". И тогда математик с мировым именем Александр Данилович Александров написал письмо ректору, что согласен стать научным руководителем недавнего студента. Отказать академику не смогли.

Когда в начале 90-х Перельман окончил аспирантуру, рухнул "железный занавес". Математика пригласили на стажировку в США. Он предстал перед американцами в экстравагантном виде: густая борода и длинные ногти, которые, кажется, вообще не стриг. (Кстати, Александр Сергеевич Пушкин тоже поражал обывателей размером своих ногтей.) Перельман спал на матрасе, питался почти одним хлебом и йогуртом, оставляя практически всю аспирантскую стипендию - около 40 тысяч долларов в год - в банке.

Американцы быстро оценили талант ученого и пригласили остаться в любом из ведущих университетов, в том числе Принстоне и Беркли. И тут впервые проявился тот странный и загадочный Перельман, который через несколько лет поразит мир. Он отказался. Почему? Рассказ об этом уже стал математическим фольклором. Ему якобы предложили место ниже того, на которое рассчитывал. А ведь это ни много ни мало, а должность постоянного профессора. Выше в США просто нет. Да еще попросили написать резюме о себе. "Перельману просто не могло прийти в голову, что в математической иерархии ему отводят не совсем то место, которого, по его мнению, он достоин, не понимают, что его присутствие - это честь для любого математического факультета", - пишет Гессен. Мнение, как показывают дальнейшие события, довольно спорное.

В 1995 году он вернулся в Россию, став сотрудником Института им. Стеклова. И вскоре на целых восемь лет канул в небытие. Он оборвал связи с зарубежными коллегами, ходил в институт только за зарплатой. Чем занимается, не знал никто. Именно тогда ученый начал штурмовать математический Эверест - гипотезу Пуанкаре, над которой математики бились 100 лет. И, как оказалось, Перельману крупно повезло. В стране грянул кризис, наука рухнула, ученые получали гроши, а потому у каждого была полная свобода. Многие тогда двинулись на Запад, Перельман - в обратную сторону. Здесь он имел вольницу, которая невозможна ни в одном западном университете. Может, потому и отверг все заманчивые предложения? Что-то подсказало, где лучше совершать восхождение?

Как он жил все эти долгие годы, храня в строжайшей тайне свою цель? Чтобы замахнуться на нее, нужна невероятная смелость. Ведь несколько поколений математиков сошло в могилу, так и не решив ни одной из "задач тысячелетия". Что он чувствовал, когда забрезжил свет в конце тоннеля? А когда поставил последнюю точку? Может, подобно Пушкину, потирал руки, восклицая - "Ай да Перельман, ай да сукин сын"? Кто знает. Но свое возвращение в мир он продумал тщательно.

В 2002 году сообщил, что задача тысячелетия решена. Но сделал это по-особенному. Обычно ученые публикуют в журналах статьи с подробным описанием сути работы. А Перельман на сайте одного из американских университетов разместил предельно сжатый текст, всего 30 страниц, причем не дал никаких подсказок. Разбираться предлагал самими ученым.

А затем прилетел в США и прочитал лекции в ведущих университетах, собирая полные залы. И сразу же посыпались предложения о будущей работе. Ученый и на этот раз отверг все и вернулся в Россию. А вскоре отверг и медаль Филдса - аналог Нобелевской премии для математиков - и награду в миллион долларов за доказательство гипотезы Пуанкаре. Хотя, казалось бы, представители института сделали все возможное и даже невозможное, чтобы вручить Перельману премию на любых его условиях. Более того, он разочаровался в своих коллегах, математиках. И вообще ушел из института, прервав общение даже с самыми близкими коллегами.

Гессен тщательно анализирует эту поразившую всех ситуацию, предоставляет слово участникам тех событий. Вот ее версия. Перельман преподнес науке великий дар. Бесценный, как "Джоконда". А что ему предложили? Для него и миллион, и 100 миллионов не имели значения. У него была своя шкала ценностей. По мнению Гессен, Перельман хотел получить признание от математиков. Но не формальное, а настоящее. Чтобы действительно оценить его подвиг, они должны были вслед за ним взойти на математический Эверест. Потому и представил на суд коллег не разжеванное решение, а зашифрованное, почти как письмена инков. Не дав ни одной подсказки. Нашлись всего четыре смельчака, крупных американских математика, которые на целых 1,5 года, оставив свои исследования, корпели над этим ребусом. Но Перельману этого было мало, он надеялся на массовое восхождение. Наивность, достойная гения.

Но это лишь малая доля в череде разочарований. Например, неприятную возню вокруг гипотезы Пуанкаре устроили китайские ученые, заявив, что именно они поставили в доказательстве последнюю точку, а Перельман лишь дал промежуточные результаты. Правда, затем они признали свою ошибку.

Но самым сильным ударом для него стала реакция американца Ричарда Гамильтона - наивысшего авторитета в гипотезе Пуанкаре. Ученый около 20 лет назад нашел правильный путь решения задачи, и все эти годы бился об эту стену. И вот теперь Гамильтон отмалчивался. А ведь он был для Перельмана не только крупнейшим авторитетом, но и образцом ученого, олицетворением чистой математики. Когда Гамильтон наконец все же разговорился, то, по сути, заявил, что вклад в доказательство гипотезы надо поделить между несколькими математиками, что приоритета нет ни у кого.

Словом, у Перельмана были резоны разочароваться в математическом сообществе и отказаться от всех предлагаемых ему премий и наград. Такой вывод делает Гессен в своей книге. Насколько он верен? Приблизилась ли автор к "загадке Перельмана"? Вряд ли на это сможет ответить даже сам герой книги.

Задача тысячелетия

Проблема Пуанкаре относится к области топологии многообразий. Двумерные многообразия - это, к примеру, воздушный шар или тор (поверхность бублика). Если шар сжимать, скручивать, тянуть, то он будет менять форму, но никогда не превратится в бублик. Если, конечно, его не разрывать, нарушая непрерывность поверхности. Говорят, что сфера и тор различны по своим топологическим свойствам. Иными словами, любая замкнутая двумерная поверхность, не имеющая сквозных отверстий, обладает теми же топологическими свойствами, что и двумерная сфера. Что и было доказано еще в XIX веке.

Гипотеза Пуанкаре, высказанная им в 1904 году, утверждает то же самое для трехмерных многообразий. Более 100 лет ее пытались доказать многие математики. Оказалось, что намного проще работать с размерностями более трех. В начале 60-х годов решение было найдено для пяти и более размерностей, в 1982 году для четырех. Однако справедливость гипотезы для размерности три оставалась под вопросом. Ни один из методов, который применялся для более высоких размерностей, здесь не работал. Требовался революционный путь, который и нашел Григорий Перельман.

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5460 от 20 апреля 2011 г.


Прыг: 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14
Скок: 10 20