Студенты становятся все более мобильными
Студенческая мобильность не просто становится международной, а значительно расширяет географию. Наибольшей поддержкой своих стран пользуются студенты Саудовской Аравии, Бразилии и Китая.
Глобализация захлестнула и высшее образование, сделав обучение за рубежом привычным для студентов многих стран занятием. Даже существующее многообразие онлайн-курсов и то обстоятельство, что лучшие университеты открыли свои филиалы во многих точках мира, неспособно удержать студентов в родной стране. Они упрямо едут за границу для получения знаний. Это явление превратилось в доходный бизнес. К примеру, США и Великобритания умудряются зарабатывать на студентах почти по 24 млн долларов ежегодно.
Учеба за рубежом является затратным удовольствием для отправляющей стороны. И неважно, кем покрываются расходы: государством или родителями. Дороговизна поддержки студенческой мобильности с лихвой окупается тем, что перспективная молодежь обучается новым технологиям, а затем внедряет их в инфраструктуру образования и систему государственного управления своей страны, становится качественными кадрами в ключевых областях знаний. С этой точки зрения рассматриваемое явление очень выгодно отправляющим странам.
Студенты также получают и массу личных выгод: диплом, выданный престижным вузом, успешная карьера, получение перспектив и связей, полезных для профессиональной деятельности. Зачастую стажировки приводят к эмиграции молодых специалистов, но для предотвращения этой неприятности ряд стран включает в программу обучения стипендиата условие обязательного возвращения на родину для отработки затраченных на его обучение средств.
В основу статьи положено исследование программ, по которым осуществляется поддержка студенческой мобильности исходящего типа в таких странах: Бразилия, Китай, Египет, Индия, Индонезия, Россия, Казахстан, Мексика, Пакистан, Саудовская Аравия, Вьетнам.
Экспорт знаний – отличный источник дохода
По мнению исследователей, отмечается коммерциализация международной мобильности студентов. На тех, кто приехал за знаниями из других стран, в принимающей стране все чаще смотрят как на источник дохода. Яркий пример – вузы Британии и Австралии. Там со студентов-иностранцев берут большую плату, чем с собственных граждан, стараясь таким образом покрыть недостаточное финансирование высшего образования из госбюджета. Для США такая практика тоже становится обычным делом, лидируют университеты Вашингтона и Нью-Йорка.
Программы мобильности еще в недавнем прошлом были более популярны среди магистрантов и аспирантов. Но в 2011 году число студентов этих уровней, приехавших в США за образованием, впервые оказалось меньшим количества приехавших за достижением уровня бакалавра. С тех пор такой разрыв только увеличивается.
Наибольшая активность на азиатском направлении
Передвижения студентов в основном происходят с глобального Юга в сторону глобального Севера. То есть, молодежь из стран Азии едет в страны англоязычные, такие как Великобритания, США, Канада, Австралия.
Другим привлекающим студентов направлением является западноевропейское. Эксперты отмечают, что в глазах Европы мобильность учащихся становится одним из политических приоритетов. Это четко видно на примере программы «Erasmus+», которая нацелена на то, чтобы свыше 4 млн европейцев смогли пройти обучение, получить образование или принять участие в волонтерской программе за границей родных стран до 2020 года. Но в пределах Европы отмечается неоднородность мобильности студентов, что обуславливается состоянием экономики и национальными приоритетами.
Нельзя не отметить и появление новых образовательных узлов. Некоторые страны теперь не только отправляют студентов, но также сами принимают у себя иностранных искателей знаний. Яркий тому пример – Малайзия. В этом государстве обучаются примерно 58 тысяч иностранных граждан, но почти столько же выехали за рубеж с аналогичной целью.
Если сравнить число выезжающих учащихся, то лидером по этому параметру является Китай. Но и число приехавших сюда за новыми знаниями молодых людей тоже впечатляет: 77 тысяч. Сингапур и Гонконг также теперь стали образовательными магнитами. В Египет съезжаются студенты из всех стран исламского мира.
Импорт образования – стимул для экономики
Исходящая мобильность Бразилии, Китая и Саудовской Аравии подкреплена наиболее масштабными программами.
Стипендиальная программа Саудовской Аравии носит имя короля Абдаллы и открывает прекрасные перспективы для 164 тысяч студентов-счастливчиков, основной поток которых стремится в США. Срок ее действия истекает в 2020 году.
В Бразилии в 2011 году запущена программа «Наука без границ». Ее цель впечатляет: к 2015 году пройти обучение в краткосрочных зарубежных программах или получить иностранный диплом должна 101 тысяча студентов разных образовательных уровней.
В Китае с 2007 года действует программа, позволяющая 11 тысячам студентов ежегодно получать образование за границей.
Все остальные страны мира в большинстве своем предоставляют стипендии примерно тысяче своих граждан. Управление образовательными программами выполняет профильное министерство, как правило, в сотрудничестве со специальными организациями при правительстве или специализированными структурами наподобие Британского совета.
Не являются секретом причины такой высокой заинтересованности исследуемых стран в исходящей студенческой мобильности. Главная – потребность в компетентных кадрах, прежде всего в области технических и естественных наук. Логичность этого обстоятельства объясняется сверхзадачами этих стран: ускорение экономического роста и повышение международной конкурентоспособности.
Благодаря таким программам обновляется, в том числе, и инфраструктура образования. Вьетнам и Индонезия за счет отправки будущих преподавателей вузов за рубеж для прохождения аспирантской подготовки повышают число ученых, получивших степень PhD.
За счет обучения за рубежом происходит улучшение государственного управления в стране. В Индонезии программа с таким посылом, именуемая SPIRIT, предусматривает получение образования за границей 11-ю сотрудниками государственных агентств. Интересом китайских стипендиальных программ, помимо развития сотрудничества с зарубежными вузами, было выполнение сверхзадачи по проведению реформ административного характера.Главная проблема – это возвращение на родину молодежи, которая получила свое образование за рубежом. Решением ее стала политика «отработки» молодым профессионалом денег, которые в него вложило государство, существующая в Индонезии, Китае, России, Вьетнаме и Казахстане. Только так достигается максимальный эффект программ мобильности студентов, а стипендиаты гарантированно возвращаются в свою страну и оправдывают оказанное им доверие.
Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:
- 8 До 40% российских вузов могут быть закрыты
- 8 Концепции культурогенеза и истории ноосферы
- 7 Номенклатура специальностей научных работников
- 7 О реформировании системы финансирования вузов
- 6 Студенты становятся все более мобильными
- 6 Программы развития национальных исследовательских университетов: итоги первых двух лет
- 6 Монография О.Н. Смолина «Образование. Политика. Закон»
- 6 Реформа образования: ректоры обсуждают стратегические планы
- 6 Психологические особенности публичного выступления педагога
- 5 Высшее образование и его значение для экономики